Совет Бахаи: Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1994. Вып. 1. – 27 с. |
Подписано в печать 21.02.94 Тираж 5000 экз. ISBN 5-87219-008-5 Приведенный здесь текст отличается от текста в бумажном издании. |
Выдержки из Писаний Бахауллы |
Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости
Выдержки из Писаний Бахауллы
1. "Всевышним сказано: Два светила - совет и сострадание - озаряют небеса божественной мудрости. Держите же совет сообща во всех делах, ибо совет есть лампада назидания, путь указующая и пониманием одаряющая". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
2. "Скажи: никому не постичь истинную суть свою, кроме как через свое суждение. Никакой силе не быть, кроме как через единение. Ни благоденствия, ни процветания не достигнуть, кроме как через совет". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
3. "Совет дарует большую осведомленность и делает предположение уверенностью. Это свет осиянный, что во мраке мира путь указует и направляет. Для всего есть и пребудет состояние совершенства и полного развития. Овладение даром понимания проявляется через совет". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
4. "Таковые дела должно решать посредством совета, и что бы ни установил совет избранных сил, то воистину веление Господа, Беду Отводящего, Самосущного". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
5. "Советоваться нужно во всем. Следует тебе убедительно подчеркнуть сие, чтобы всем совет блюсти. Явлено было сие пером Всевышнего с тем, чтобы друзья в полной мере держали между собой совет, ибо он есть и пребудет источником осведомленности и ясного представления, началом блага и процветания". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
6. "Подобает им быть облеченными доверием Подателя милости среди людей и почитать себя предназначением Божиим хранителями всего сущего на земле. Надлежит им держать совет сообща и, во имя Его, радеть обо всем, что во благо слуг Божиих, равно как во благо их самих, и выбирать то, что подобает и приличествует. Так повелел вам Господь Бог ваш, Милостивый, Всепрощающий. Остерегитесь, дабы не отвратиться от того, что ясно явлено в Скрижали Его. Трепещите пред Господом, о вы, внимающие!" (Приведено в письме Хранителя Веры Друзьям в Америке от 5 марта 1922 года; Principles of Baha'i Administration, с. 21)
7. "Если не достигнуто единодушия в первой группе собравшихся, в нее должно добавить новых членов, после чего при помощи жребия составить из них группу, числом равную Величайшему Имени (9), или же меньшим, или большим; за сим совет возобновляется; любое принятое в результате решение обязательно к исполнению. Если же мнения разделятся и во второй раз, повторите и в третий. На сей раз при голосовании подчиняются большинству. Воистину любого направляет Он волей Своей на прямую Стезю"(1). ("Вопросы и ответы" - 99, приложение к Китаб-и-Агдас)
Выдержки из Писаний и Речений Абдул-Баха
8. "Не следует предпринимать какие бы то ни было шаги, не посоветовавшись с Духовным Собранием и, чтобы все было надлежащим образом упорядочено и согласовано, должно без сомнения, всем сердцем и душой смиряться перед его распоряжениями и повиноваться им. В противном случае каждый будет действовать сам по себе, по своему усмотрению, и, подчиняясь своим желаниям, нанесет вред Делу". (Приводится в письме Хранителя веры к Друзьям в Америке от 5 марта 1922 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 21)
9. "Для тех, кто сообща держит совет, необходимо в первую очередь обрести чистоту побуждений, лучезарность духа, отрешиться от всего, кроме Господа, привлечься к Его Дивным Ароматам, проникнуться духом смирения и уничтожения пред возлюбленным Его, запастись долготерпением в преодолении трудностей и отдаться служению Его возвышенному Преддверию. Если милостью Божией дано им будет обрести сии качества, то удостоятся они победы от незримого Царствия Баха". "Члены их должны проводить совместный совет таким образом, чтобы не могло возникнуть оснований для недоверия и разногласий. Сие достижимо, когда каждый член абсолютно свободно выражает собственное мнение и приводит свои доводы. Он ни в коем случае не должен чувствовать себя оскорбленным, если кто-нибудь выступит против, ибо лишь когда все дела будут в полной мере обсуждены, может быть обретен путь истинный. Искра истины сверкнет лишь при столкновении разнящихся мнений. Благо, если после обсуждения решение будет принято единодушно; если же, упаси Господи, возникнут расхождения, все решает мнение большинства". (Приводится в письме Хранителя Веры к Друзьям в Америке от 5 марта 1922 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 21)
10. "Первое условие - это абсолютная приязнь и согласие среди членов собрания. Они должны быть полностью свободны от отчужденности и являть собой Единство Божие, ибо они суть волны одного моря, капли одной реки, звезды одних небес, лучи одного солнца, деревья и цветы одного сада. Если нет согласия в помыслах и полного единения, совет следует распустить, а деятельность собрания прекратить. Второе условие: собравшись вместе, они должны обратить лица свои к Царствию небесному и просить соизволения свыше. После этого следует им с величайшей преданностью, обходительностью, достоинством, тщанием и сдержанностью приступить к выражению своих точек зрения. В каждом вопросе они должны отыскать истину и не настаивать на своем, ибо упорное отстаивание своих взглядов приведет в конечном счете к несогласию и пререканиям; истина же останется сокрытой. Уважаемым членам следует со всей откровенностью излагать свои мысли, причем ни в коем случае недопустимо умаление одним мнения другого; напротив, следует спокойно изложить то, что истинно, а в случае возникновения разногласий должна возобладать точка зрения большинства и все должны подчиниться и покориться большинству. Непозволительно также для любого из досточтимых членов несогласие с каким бы то ни было, принятым ранее решением, даже если оно неверно, или осуждение этого решения, будь то на собрании или после него, ибо подобная критика может стать препятствием для воплощения любого решения в жизнь. Говоря кратко, следствием того, о чем договорились в согласии, руководствуясь любовью и чистыми побуждениями, будет свет, а если же возобладает малейшая отчужденность, то результатом будет омрачение за омрачением... Если условия соблюдены, собрание сие от Бога; в противном же случае возникнут холодок и отчуждение, которые от лукавого... Если приложат они усилия к выполнению этих условий, снизойдет на них Благодать Святого Духа, и собрание сие станет средоточием Небесного блаженства, и сонм подтверждений свыше будет в помощь им, и день за днем дано им будет принимать новые излияния Духа". (Приводится в письме Хранителя Веры к Друзьям в Америке от 5 марта 1922 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 22-23)
11. "Если несколько человек соберутся на дружеское собрание и их предчувствие Царствия Божия, их тяга к божественному, их чистые сердца, их абсолютное благородство и святость сольются в гармонии духа и аромата, собрание сие скажется на судьбах всего мира, в которых проводится такое собрание, речи и деяния присутствующих на нем проведут мир к вечному счастию и засвидетельствуют милости Царства. Святой Дух укрепит их, сонм вышних дарует им победу и ангелы Абха явятся один за другим". (Tablets of `Abdu'l-Baha, с. 508)
12. "Поэтому они (члены) должны так совещаться и советоваться, чтобы не возникало ни разногласий, ни неприязни. Участвуя в совете, каждый должен пользоваться совершенной свободой выражения своих взглядов и приведения доказательств в их пользу. Не следует поддаваться волнению, если у кого-то другое мнение, потому что без изучения и проверки обсуждаемых вопросов нельзя ни прийти к приемлемой для всех точке зрения, ни принять ее. Яркий свет, что возгорается при столкновении идей, "высвечивает" положение вещей. (Baha'i World Faith, с. 406)
13. "Лучше, когда по какому-нибудь вопросу приходят к согласию, даже заблуждаясь, нежели не соглашаются, будучи правыми, ибо расхождение сие повлечет разрушение божественных основ. Одна из сторон может быть и права, однако их несогласие может стать причиной многого зла, а согласись они, даже в неправоте своей, в единении явлена им будет истина, и зло обратится в добро". (Baha'i World Faith, с. 411)
14. "Вопрос совещательности крайне важен, это одно из могущественнейших средств обретения людьми покоя и счастья. Если, к примеру, верующий не знает, как ему поступить, или если он пытается осуществить некий план или сделку, друзьям следует собраться вместе и помочь ему решить этот вопрос. Он же, со своей стороны, должен последовать их совету. Так и в более общих вопросах при возникновении каких-либо проблем или осложнений мудрым должно собраться, посоветоваться и выработать решение. Тут им следует уповать на Единого Истинного Господа и отдаться на милость Его Провидения, каким бы образом оно не проявилось, ибо подтверждения помощи свыше несомненно последуют. Посему совещательность есть одно из ясных законоположений Господа человечеству". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
15. "Советоваться должно во всех делах, больших и малых, дабы изведать, что есть добро. Совет наделяет человека проницательностью и позволяет углубиться в то, что доселе было неизвестно. Светом истины осиянны лики тех, кто держит совет. В таковом совете животворные воды заливают луга окружающей человека действительности, лучи древней славы сияют над ним, и древо его бытия украшается чудными плодами. Участникам же совета следует относиться друг к другу с величайшей приязнью и искренностью, стремясь к полному согласию. Принцип совещательности есть одна из важнейших основ божественного учения. Членам общества следует советоваться даже по самым ординарным вопросам". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
16. "Всем друзьям следует высоко превозносить друг друга, и в присутствии остальных рассматривать себя как нечто несущественное и ничтожно малое. Все вопросы должно обсуждать на собраниях и при любом числе присутствующих проводить голосование. Клянусь единственно истинным Господом, согласное принятие всеми неверного решения лучше, нежели выделение одного голоса, выступающего за верное, поскольку отдельный голос может стать источником гибельных разногласий. Ибо, если даже в одном случае придут к неверному решению, в сотне других принятые решения будут верными, а согласие и единение будут сохранены. Это поможет исправить любые ошибки и в конечном счете приведет к восстановлению справедливости". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
17. "Цель совета в том, чтобы продемонстрировать, что точка зрения нескольких человек предпочтительнее, чем мнение одного, так же как сила определенного числа людей конечно же превосходит возможности одного человека. Посему совет и приемлем перед лицом Всемогущего и предписан верующим для того, чтобы они могли советоваться как в отношении повседневных и своих личных дел, так и по вопросам общего свойства и всеобъемлющим.
Если, к примеру, кто-то намеревается что-либо предпринять, то обратись он за советом к кому-нибудь из ближних, вместе они несомненно выяснят и откроют взору то, что является приемлемым, и истина предстанет перед ними. Так же и на более высоком уровне; если жители деревни будут советоваться друг с другом о своих делах, они определенно придут к верному решению. Подобным же образом следует советоваться и представителям всех профессий - в промышленности, например, равно как должно обсуждать деловые вопросы и тем, кто занимается торговлей. Короче говоря, советоваться желательно и возможно во всем и по любым вопросам". (Приведено в письме Хранителя веры Национальному Духовному Собранию Персии, от 15 февраля 1922 года)
18. "Что касается вопроса твоего - следует ли советоваться отцу с сыном или сыну с отцом по коммерческим и торговым делам, скажу, что совещательность есть один из важнейших элементов, лежащих в основе Закона Божьего. Советоваться таким образом, конечно, дозволено, будь то совет отца с сыном или с кем-то еще. Лучшего не дано. Каждый должен советоваться во всем, ибо это подведет его к самой сути вопроса и позволит найти верное решение". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
19. "Досточтимые члены Духовного Собрания должны прилагать все усилия к тому, чтобы не допустить никаких разногласий, а если таковые и будут иметь место, не следует доводить их до конфликтов, ненависти и вражды, за которыми могут последовать и угрозы. Заметив, что дело дошло до того, что возможно проявление враждебности и угроз, они должны немедленно прервать обсуждение вопроса до тех пор, пока не прекратятся пререкания и споры на повышенных тонах, и подождать более благоприятного момента". (Из ранее не переводившейся Скрижали)
20. "Улаживайте все вопросы, большие и малые, советуясь. Не предпринимайте без предварительного обсуждения никаких важных шагов в своих личных делах. Принимайте во внимание интересы друг друга. Помогайте друг другу в осуществлении ваших намерений и планов. Сопереживайте друг другу. Пусть никто во всей стране не будет покинут в нужде. Относитесь друг к другу с дружелюбием, пока не пребудете едины, каждый и все..." (Из ранее не переводившейся Скрижали)
21. "Каждая встреча, что организуется с целью достичь единения и согласия, приведет к тому, что чужие станут друзьями, враги - союзниками, и Абдул-Баха сердцем Своим и душой всегда будет вместе с теми, кто соберется на такой встрече". (Tablets of `Abdu'l-Baha, с. 533)
22. "В Деле сем совещаться - жизненно важно, однако имеется в виду не просто обмен мнениями, а совещание в атмосфере духовности. Во Франции я присутствовал на заседании Сената, однако это не произвело на меня впечатления. Парламентская процедура должна иметь своей целью пролить свет истины на представленные вопросы, а не превращать парламент в место схватки противостоящих сторон и столкновения личных мнений. Враждебность и противоречия не приводят к добру и всегда губительны для истины. На упомянутом парламентском слушании были нередки препирательства и никому не нужная полемика и, как следствие этого, царили беспорядок и неразбериха, имела место даже потасовка между двумя депутатами. То был не совет, а комедия.
Этим мы хотим подчеркнуть, что целью совещания должен быть поиск истины. Высказывающему свое мнение не следует подавать его, как правильное и верное, но представлять его как вклад в достижение единодумия, ибо реальность высвечивается в том случае, когда мнения сторон совпадают. Искра высекается, когда сходятся кремень со сталью. Свои суждения следует обдумывать с величайшим спокойствием, невозмутимостью и самообладанием. Перед тем, как высказать свои взгляды, должно тщательно взвесить высказанное другими. Если выраженное прежде мнение покажется более верным и ценным, следует незамедлительно принять его, а не настаивать на своем. Прибегая к этому замечательному способу, каждый помогает достижению единения и поиску истины. Противостояние и разногласия достойны сожаления. Лучше уж тогда выслушать мнение мудрого, проницательного человека; в противном же случае для принятия решения по обсуждаемому вопросу станет необходимым, ввиду противоречий и препирательств, в ходе которых выражаются различные и не совпадающие взгляды, обратиться в судебные инстанции. Ошибочным может быть даже мнение большинства, даже единодушное мнение. Тысяча человек может придерживаться одного и того же мнения и ошибаться, в то время как один здравомыслящий человек может быть прав. Поэтому истинный совет - это духовный обмен, происходящий в атмосфере приязни и доверия. Чтобы ждать от совета добрых результатов, его участники должны относиться друг к другу с любовью и по-товарищески. Любовь и товарищество - вот основа.
Самый примечательный пример духовного совета - это встреча учеников Иисуса Христа на горе после Его вознесения. "Святейшего Иисуса Христа распяли, - говорили они, - и нам уже больше не быть вместе с Ним и не сообщаться с Ним в Его материальном воплощении; посему должны мы быть верными и преданными Ему, должны благодарить и превозносить Его, ибо Он подъял нас из мертвых, Он наделил нас мудростью, Он даровал нам жизнь вечную. Как же нам быть, чтобы остаться верными Ему?" И вот они стали держать совет. Один сказал: "Должно отринуть мирские цепи и оковы, иначе нам не сохранить верность". - "Быть посему," - отвечали остальные. - Другой сказал: "Или нам быть в супружестве верными своим женам и детям, или освободиться от этих уз и служить Господу нашему. Мы не сможем заботиться о семьях и содержать их и в то же время возвещать царствие небесное в пустыне. Пусть же неженатые останутся таковыми, а те, кто женат, обеспечат средства к существованию и дадут утешение своим семьям, а затем пусть идут проповедовать благую весть". Возражений не последовало: все со словами "правильно" согласились. Третий ученик сказал: "Чтобы творить дела, достойные в царствии, нам следует еще более жертвовать собой. С этого дня следует нам отказаться от покоя и уюта, принимать все испытания, забыть о себе и проповедовать учение Господа". Все остальные выразили свое согласие с этим и одобрение. И наконец, четвертый ученик сказал: "В нашей вере и единении есть еще одна сторона. Во имя Иисуса нас подвергнут побоям, заключению и изгнанию. Нас могут убить. Давайте усвоим этот урок сейчас. Давайте осознаем это и примем решение, что нас будут избивать, изгонять, проклинать, оплевывать, поведут на казнь - мы примем все это с радостью и любовью к тем, кто ненавидит нас и причиняет нам боль". "Конечно, примем, согласны, правильно," - ответили остальные ученики. И тогда они спустились с вершины горы и разошлись каждый в свою сторону выполнять свою высокую миссию.
То был настоящий совет. То был совет духовный, а не просто отстаивание своих точек зрения, как в парламенте, посредством возражений и споров". (The Promulgation of Universal Peace, с. 68-70)
23. "Чтобы добиться хороших результатов, члены комитета в первую очередь сами должны пребывать в единении и согласии. Если единения нет или же Комитет сам становится причиной разногласий, то, несомненно, лучше бы его не было вообще ...
Поэтому, после того, как единство достигнуто, следующей обязанностью членов Комитета является чтение священных стихов и отрывков с тем, чтобы всегда помнить и думать о Боге и тем самым предстоять друг перед другом, как в присутствии Господа". (Журнал "Star of the West", т. VIII, ь 9, с. 114)
Выдержки из Писаний Шоги Эффенди и писем, написанных от Его имени
24. "Давайте будем также помнить о том, что главное для тех, кто вершит Дело Божие, не в установлении жесткого диктата, но в смиренном товарищеском сотрудничестве, не в произволе власти, но в духе открытого и дружелюбного совета. Лишь следуя духу истинного Бахаи, можно уповать на примирение принципов милосердия и справедливости, свободы и подчинения, святости прав личности и смирения, принципов бдительности, осторожности и благоразумия, с одной стороны, и принципов товарищества, искренности и смелости - с другой". (Из письма Друзьям в Америке от 23 февраля 1924 года; в кн.: Структура управления Бахаи, с. 63)
25. "Обязанности тех, кого друзья свободно и сознательно выбрали своими представителями, так же существенны и обязательны, как и обязательства тех, кто их выбрал. Их дело не диктовать, а советоваться, причем советоваться не только между собой, но и по мере возможности с друзьями, которых они представляют. Они должны считать себя не иначе, как орудиями, выбранными для того, чтобы еще более действенно и достойно вершить Дело Божие. Ничто не должно привести их к мысли о том, что они - главное украшение среди тех, кто посвятил себя этому Делу, и на самом деле превосходят остальных по способностям и заслугам и являются единственными, кто воплощает в жизнь учение и принципы Дела. Им следует подойти к своей задаче с величайшей смиренностью и тщанием, чтобы своей открытостью, высоким чувством справедливости и долга, своей искренностью, скромностью, полной самоотдачей во имя интересов друзей, Дела и всего человечества, заслужить не только доверие, искреннюю поддержку, но также почет и истинную любовь тех, кому они служат. Они должны всегда избегать проявлений замкнутости, атмосферы секретности, должны избавляться от претензий на главенствующее положение и исключить из своих помыслов проявления предвзятости и страстей. Им следует, по здравому усмотрению, облекать друзей доверием, посвящать их в свои планы, делиться своими проблемами и заботами, испрашивать их мнения и совета. И когда от них потребуется принять определенное решение, им следует после беспристрастного, целеустремленного и дружеского обмена мнениями обратиться с молитвой к Господу и со всем усердием, убежденностью и мужеством проголосовать и твердо подчиниться голосу большинства, который, как говорит нам Учитель, и есть глас истины, и который не следует оспаривать, но всегда искренне следовать ему. На этот глас друзья должны всей душой откликнуться, считая его единственным средством, способным обеспечить защиту и успех Дела". (Из письма Друзьям в Америке от 23 февраля 1924 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 64)
26. "Нередко, и даже довольно часто случается так, что друзья, занимающие самое скромное положение, наименее образованные и самые неопытные могут, вдохновляемые лишь силой беззаветной и пылкой преданности, внести определенный и памятный вклад в самую сложную дискуссию на любом заседании Собрания". (Из письма Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады от 29 января 1925 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 79)
27. "Воистину, заветное желание Учителя нашего, Абдул-Баха, всегда состояло в том, чтобы друзья как на местных, так и на национальных советах своей искренностью, открытостью намерений, целеустремленностью и обстоятельностью обсуждений добивались единодушия во всем". (Из письма Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады от 29 января 1925 года; в кн.: Principles of Baha'i Administration, с. 80)
28. "Относительно присутствия отдельных личностей на заседаниях Собраний по их приглашению. К таким случаям можно, по мнению Шоги Эффенди, отнести консультацию эксперта, что абсолютно необходимо для должного уровня управления. Члены Собрания не могут и не обязаны знать все по каждому вопросу, поэтому они могут приглашать на свои заседания людей сведущих, чтобы те изложили свое мнение в ходе обсуждения. Однако такой человек, конечно же, не обладает правом голоса". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди Национальному Собранию Британского острова, от 23 октября 1926 года )
29. "Учитель нередко наставляет нас, что в подобных обстоятельствах нам следует обращаться к друзьям, в особенности к Собраниям, и просить их совета. Было бы замечательно, если бы вы прислушались к этому и доверились кому-нибудь из друзей. Совет, наверное, лучшее средство, через которое постигается воля Божия". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих, от 12 ноября 1930 года )
30. "Если должным образом посоветоваться, путь несомненно будет найден. Для того, чтобы начать советоваться, нет необходимости ждать, пока будет учреждено Собрание. Точка зрения двух убежденных душ всегда лучше точки зрения одной". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих, от 16 июня 1932 года)
31. "Принцип совещательности, который является одним из основных законов Структуры управления, следует применять ко всем видам деятельности Бахаи, затрагивающим коллективные интересы Веры, ибо именно посредством сотрудничества и постоянного обмена идеями и мнениями можно наилучшим образом защитить и обеспечить интересы Дела. Личной инициативы, способностей и находчивости, - хотя без них и не обойтись, - ни в коей мере не достаточно для выполнения задачи такого грандиозного размаха, если за ними не стоит, обогащая их, коллективный опыт и мудрость группы людей". (Из письма от 30 августа 1933 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
32. "Открытый и свободный совет является основой этого ни с чем не сравнимого миропорядка". (Из постскриптума Шоги Эффенди к письму от 18 ноября 1933 года в адрес Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов и Канады)
33. "Верующие должны доверять указаниям и распоряжениям своего собрания, даже если они не вполне убеждены в их справедливости и правоте. Если собрание большинством голосов своих членов принимает какое-либо решение, друзьям следует с готовностью выполнять его. И в первую очередь именно тем членам, которые не были согласны с решением и расходились во мнении с большинством членов собрания, следует подать общине добрый пример, пожертвовав своим личным мнением, чтобы повиноваться принципу большинства голосов, лежащему в основе деятельности всех собраний Бахаи.
Однако до принятия решения большинством голосов не только правом, но и святой обязанностью каждого члена собрания является свободное и открытое выражение своих взглядов без боязни вызвать чье-либо неудовольствие или отчужденность. Имея в виду именно этот важный принцип управления при помощи откровенного и открытого совещания, Хранитель Веры порекомендовал бы вам не прибегать к иному и не просить других членов собрания высказать ваше мнение и ваши предложения. Такой обходной способ выражения своих взглядов перед Собранием не только создает атмосферу скрытности, которая в высшей степени чужда духу Дела, но и может привести к многим недоразумениям и осложнениям. Члены собрания должны обладать мужеством не только отстаивать свои убеждения, но и выражать искреннее и безоговорочное повиновение обоснованным суждениям и указаниям большинства остальных членов". (Из письма от 28 октября 1935 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
34. "Как указывал Абдул-Баха, при столкновении личных мнений зачастую возгорается искра истины и открывается божественное назидание. Поэтому друзей не должны смущать расхождения, могущие возобладать среди участников собрания, ибо, как показывает практика и как свидетельствуют слова Учителя, они играют важную роль в дискуссии. Но как только установлено мнение большинства, всем членам Собрания следует без промедлений и оговорок подчиниться ему и честно проводить его в жизнь. Терпеливость и сдержанность должны быть, тем не менее, отличительной чертой любых обсуждений и всех выступлений выборных представителей местной общины, которым ни при каких условиях не позволено вступать в бесплодные препирательства из-за пустяков". (Из письма от 18 апреля 1939 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
35. "И последнее, о чем вы спрашиваете: можно ли в тех случаях, когда рядом нет людей, с которыми можно посоветоваться, а человек сомневается, как ему поступить в важном деле, прибегнуть к практике "истихари" * на "Китаб-и-Акдас". Хранитель Веры считает, что в таких случаях следует человеку обратиться всем сердцем к Господу и просить помощи от Источника милости и вдохновения, и более ничего не нужно. Предпочтительнее и гораздо правильнее было бы отложить решение - если это возможно - до тех пор, когда можно будет посоветоваться". (Из письма от 23 апреля 1941 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского).
36. "При возникновении противоречий отставка или отзыв кого-либо из членов собрания не может служить восстановлению согласия. Собрание должно найти способ продолжать свою деятельность в полном составе, несмотря на имеющиеся препятствия; в противном случае допущенные исключения из правила подорвут доверие ко всей системе в целом.
Ставя любовь к Делу превыше всего и защищая в первую очередь его интересы, верующие должны быть готовы к неизбежным трудностям, какой бы характер они не носили. Лишь проявляя настойчивость и идя на самопожертвование, можем мы, с одной стороны, уповать на сохранение в неприкосновенности наших богоданных институтов Веры и, с другой стороны, сделать себя еще более благородными и совершенными проводниками этой славной Веры". (Из письма от 20 ноября 1941 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
37. "Вопросы о том, чем должен руководствоваться каждый, поднимаемые вами в письме, имеют, можно сказать, два аспекта. Благо, когда люди каждый день своей жизни обращаются к Богу и ищут Его помощи в разрешении их проблем и наставлении их в делах и поступках, если есть у них на то желание. Однако то, что они считают наставлением для себя, ни в коем случае нельзя навязывать другим, тем более на встречах Собраний или Комитетов, так как в законе о совещательности Бахауллы все изложено ясно и нигде не указывается, что он заменен чем-либо еще". (Из письма от 25 января 1943 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
38. "Хранитель Веры советует вам обратиться к другим врачам и поступить в соответствии с мнением большинства"(2). (Из письма от 14 февраля 1945 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского)
39. "Вы отмечаете, что в совещательных органах может иногда случиться и так, что мнение по данному вопросу одного из членов является более обоснованным и правильным, чем мнения других, однако члены собрания не готовы к тому, чтобы принять эту точку зрения. Хранитель Веры считает, что здесь налицо настоятельная необходимость откровенно и с чистыми побуждениями посоветоваться, перед тем как принять решение. А когда оно принято, долг каждого - принять точку зрения большинства и проводить это решение в жизнь, даже если оно неверно". (Из письма от 12 января 1946 года, написанного от имени )
40. "У всех нас есть право на собственное мнение, мы мыслим по-разному, и это неизбежно; однако Бахаи должен принять то, что решено большинством собрания, понимая при этом, что более всего важны благорасположение и согласие, даже если допущена ошибка, и что если мы будем служить Делу должным образом в духе Бахаи, Господь в конечном счете восстановит справедливость". (Из письма от 19 октября 1947 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
41. "От Бахаи не требуется голосовать на собрании против совести. Лучше, если для достижения единогласия они уступят мнению большинства. Но никто не принуждает их к этому. Однако, что непреложно для них, так это подчиниться решению большинства, как только оно вошло в силу. Им не следует подрывать единство собрания, выражая свое несогласие с большинством. Другими словами, на первом месте у них должно быть Дело, а не их собственные мнения. Он (член духовного Собрания) может обратиться к собранию с просьбой вернуться к рассмотрению данного вопроса, однако он не вправе настаивать и нарушать согласие, если они своего мнения не изменят. Предпочтительно, чтобы голосования проходили единогласно, но это, конечно же, не должно насаждаться искусственными методами, как это обычно происходит в других видах общественных организаций". (Из письма от 19 октября 1947 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
42. "Бахаи должны научиться забывать о личном и превозмогать желание - столь естественное в людях - становиться на чью-либо сторону, чтобы защищать ее. Им следует научиться также на деле применять великий принцип совещательности". (Из письма от 30 июня 1949 года, написанного от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному собранию Германии и Австрии)
43. "В служении Делу не должно быть разногласий при голосовании. Когда вопрос решен большинством голосов на собрании, меньшинству, как наставляет нас Учитель, следует согласиться с этим. Настаивать на занесении в протокол того, что кто-то не согласен, бесполезно и не дает конструктивных результатов". (Из письма от 19 марта 1950 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)
44. "Хранитель Веры с сожалением отмечает, что в свете утверждения Учителя о том, что обсуждения на собраниях должны проходить конфиденциально и оставаться в тайне, присутствие на заседании Национального Духовного Собрания человека, не входящего в его состав, не представляется возможным ... На заседаниях Национальных Собраний зачастую рассматриваются вопросы весьма личного характера, затрагивающие честь и благополучие людей, и опасность того, что этим доверием могут злоупотребить, достаточно велика, когда выбрано девять представителей от всей общины, не говоря уже о присутствии тех, кто не является членом Собрания. Вам придется лишь сделать протоколы чуть более сжатыми и пожертвовать в какой-то мере, если этого не избежать, продуктивностью работы Собрания с тем, чтобы не отступать от этого очень важного принципа"(3). (Из письма от 5 июля 1950 года, написанного от имени Шоги Эффенди в адрес Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов)
Послания Всемирного Дома Справедливости
45. "Хотя именно на местные Духовные Собрания возложена обязанность проводить беседы с верующими, если те пожелают посоветоваться по личным вопросам, иногда, по решению Собрания - местного или национального - эти обязанности могут быть переданы отдельным Бахаи или комиссиям. Это - полностью на усмотрение собраний. (Из письма Национальному Духовному Собранию Боливии от 27 марта 1966 года)
46. "Важно понимать, что дух совета у Бахаи значительно отличается от того, как обычно принимаются решения в совещательных органах не Бахаи.
Идеальный вариант завершения совета у Бахаи - принятие единодушного решения. Когда это не представляется возможным, должно проводиться голосование. По словам возлюбленного Хранителя Веры, "... когда от них потребуется принять определенное решение, им следует после беспристрастного, заинтересованного и дружеского обсуждения обратиться с молитвой к Господу и со всей ответственностью, убежденностью и мужеством проголосовать, а затем подчиниться голосу большинства, который, как говорит Учитель, и есть глас истины и который не следует оспаривать, но всегда искренне следовать ему".
Как только решение принято, оно становится решением всего Собрания, а не только тех членов, которые оказались в большинстве.
Когда поступает предложение поставить вопрос на голосование, у любого члена собрания может возникнуть мысль о том, что имеются дополнительные факты или суждения, которые следует ему рассмотреть до того, как он сможет принять решение, и голосовать уже с полным знанием дела. Он должен высказать свои соображения перед Собранием, а уже Собрание решать, насколько необходимо дальнейшее обсуждение до начала голосования.
Когда решено проводить голосование по какому-либо предложению, требуется лишь уточнить, сколько членов за него; если это большинство присутствующих, то это предложение принимается, если меньшинство - отклоняется. Таким образом, у Бахаи при голосовании не возникает самого вопроса о "воздержавшихся". Член, не голосующий за данное предложение, по сути дела, голосует против него, даже если считает, что в настоящий момент он не в состоянии составить мнение на этот счет". (Из письма Национальному Духовному Собранию Канады от 6 марта 1970 года)
47. "Ваше письмо от 14 февраля 1973 года, в котором спрашивается о том, как применяется совещательность Бахаи, получено.
Это, конечно же, вопрос, в котором следует избегать косности.
Когда верующий сталкивается с проблемой, относительно которой он должен принять решение, перед ним открывается несколько путей. Если в этом вопросе затрагиваются интересы Веры, ему следует обратиться в соответствующее Собрание или комиссию; однако проблемы у людей бывают и чисто личного свойства, и совсем не обязательно обращаться с ними в административные органы Веры; ведь когда требуют срочного разрешения вопросы, связанные с распространением учения, друзьям лучше не обременять свои Собрания личными проблемами, которые они в состоянии решить сами.
Бахаи может положиться на самого себя и, помолившись и взвесив все "за" и "против", самостоятельно принять решение по имеющейся у него проблеме; или он может обратиться за советом к кому-нибудь из друзей или к профессиональным консультантам - к своему врачу или юристу - с тем, чтобы, принимая решение, опираться на их суждение; или же, если проблема касается не одного человека, а, например, семьи, он может собрать всех заинтересованных людей вместе, чтобы можно было прийти к совместному решению. Также не может быть никаких возражений против обращения Бахаи к какой-либо группе людей за советом по имеющейся у него проблеме.
Следует помнить - целью любого совместного обсуждения Бахаи является поиск решения проблемы, что отличает его от популярных в наши дни среди определенных слоев общества групповых действ, участники которых полностью обнажают свою душу, подобно тому, как это делается на исповеди, запрещенной Верой. По поводу исповеди секретарь Хранителя Веры писал от Его имени одному из верующих: "Нам запрещено исповедоваться кому бы то ни было в своих грехах и недостатках, как исповедуются своим священнослужителям католики, или делать это публично подобно членам некоторых религиозных сект. Но если у нас вдруг появится желание признать, что мы в чем-то были неправы или что у нас есть некая отрицательная черта характера, и попросить у кого-то извинения или прощения, мы абсолютно вольны так и поступить. Хранитель Веры хочет, однако, подчеркнуть, что мы не обязаны так поступать. Это целиком дело каждого. (Из письма от 19 марта 1973 года Национальному Духовному Собранию Канады)
48. "Приводимое во втором абзаце вашего письма утверждение(4) взято из Скрижали Абдул-Баха, посланной друзьям в Тегеран в связи с тем, что один из друзей без ведома и разрешения Духовного Собрания и в нарушение правительственных установлений предпринял попытку напечатать Китаб-и-Акдас. Цитируемые вами указания Абдул-Баха были даны по этому поводу и в этом контексте.
Всемирный Дом Справедливости отмечает, что при перечислении Шоги Эффенди в книге "Структура управления у Бахаи" (с. 37) функций местного Духовного Собрания он указывает, что вопросы местного характера, передаваемые на рассмотрение местного Духовного Собрания, должны "иметь отношение к Делу". Это, конечно, не означает, что личные вопросы нельзя рассматривать на собраниях Бахаи. Местное Духовное Собрание не является, однако, единственным органом или средством, к которому друзья могут обратиться за советом по личному вопросу. Подобный совет можно провести вместе с членами семьи, друзьями или со специалистами. Для Абдул-Баха, например, представляется возможным, и Он отмечает это в одной из Своих Скрижалей, привлечение к обсуждению нескольких специалистов, работающих в одной области. (Из письма от 8 апреля 1975 года одному из верующих)
(1) Данное высказывание является ответом на вопрос о том, что говорит учение Бахаи о совещательности. Оно содержится в книге "Вопросы и Ответы", которую Шоги Эффенди называет дополнением к "Китаб-и-Агдас". Появилось это высказывание еще до образования Духовных собраний и стало ответом на вопрос о месте совещательности в учении Бахаи. Существование Духовных Собраний, к которым всегда могут обратиться друзья, ни в коей мере не запрещает им следовать, если они того пожелают, описанный в вышеприведенном отрывке процедуре, когда им необходимо посоветоваться по личным вопросам. Цитата ясно указывает но то, что Бахаулла отдавал предпочтение единодушным решениям.
(2) Этот совет был дан Хранителем Веры, когда к нему обратились ввиду того, что, по мнению одного врача, была необходима операция, а другой врач считал, что такой необходимости нет.
(3) Этот совет дан Хранителем Веры в ответ на просьбу Национального Духовного Собрания разрешить присутствие на его заседаниях человека, не входящего в его состав, для ведения записей и протокола по решениям Собрания. Этот совет не противоречит наставлению, приведенному в выдержке 28.
(4) См. выдержку 8 настоящего сборника.
Совет бахаи: Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости Издательский Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1994г.
Baha'i Consultation: Compilation of Compilations of Quotations from the Writings of Baha'u'llah, `Abdu'l-Baha, Shoghi Effendi, Universal House of Justice
Вы должны вдумчиво и последовательно изучать принципы Учения Бахауллы, пока сердцем и разумом не осознаете их и не проникнетесь ими — тогда станете вы стойкими приверженцами света, существами истинно духовными, небесными воинами Божиими, тогда приобщитесь вы к подлинной цивилизации и распространите ее … по всему миру.
— Абдул-Баха
Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в Азербайджане www.bahai.az (скачано: июль 2007)
В этой серии вышли, в частности, следующие брошюры: «Совет бахаи», «Праздник Девятнадцатого Дня», «Воспитание в духе Бахаи», «Брак и семейная жизнь Бахаи», «Верующий и распространение Веры», «Содействие широкому притоку в Веру», «Принцип невмешательства в политику и повиновение властям», «Прожить жизнь по Вере», «Живая кровь Веры», «Через кризис к победе», «Важность углубления нашего понимания Веры», «Женщины и мужчины: гармония в равенстве».