Хвала Господу, друзья в Ашхабаде заложили для этого прочный фундамент, нерушимую основу. Именно в Городе Любви был возведен первый Дом Поклонения бахаи, а сегодня здесь действуют и развиваются школы для детей, и даже в годы войны работа эта не была остановлена и, поистине, было сделано все, чтобы возместить потери. Сейчас вам следует расширить сферу вашей деятельности и разработать планы по учреждению школ высшего образования, чтобы Город Любви[*] стал для бахаи главным центром наук и искусств. Уповая на милостивую помощь Благословенной Красоты, думаем, что средства для этого будут найдены.
Абдул-Баха
Первым бахаи в Ашхабаде был джинаб-и мирза ‘Абд аль-Карим-и Ардабили, поселившийся там в 1297 г. хиджры (около 1880 г. от Р. Х.), и вскоре городская община развилась столь успешно, что перешагнула рамки общины беженцев из Персии и стала одним из центров ученой мысли бахаи. Среди ее членов было немало выдающихся людей, в том числе и известный ученый мирза Абуль-Фазл Гульпайгани, живший в Ашхабаде с 1889 по 1894 год. До конца 20‑х годов XX века община издавала первый в Азии и один из первых в мире журнал бахаи «Солнце Востока». В 1889 году мусульманскими фанатиками был убит один из членов общины, но во время процесса бахаи заступились за них, что увеличило престиж общины, и к 1890 году численность общины достигла 1000 человек — почти 10% от населения молодого Ашхабада, большинство жителей которого исповедовали ислам. В самом начале XX века в Ашхабаде были проведены выборы первого Местного Духовного Собрания.
В 1902 году Абдул-Баха дал указание воздвигнуть в Ашхабаде Дом Поклонения. Еще в 80‑х годах XIX века хаджи мирза Мохаммад-Таки, Вакилу’д-Даўлих, двоюродный брат Баба и адресат Китаб-и-Иган, купец из Йезда, купил участок земли, часть которого Бахаулла просил сохранить под строительство Дома Поклонения. Абдул-Баха утвердил проект, автором которого был русский архитектор Волков. На церемонии закладки первого камня 10 октября (по другим данным — в ноябре или даже в декабре) 1902 года присутствовал бывший начальник Закаспийской области Д. И. Субботич. Задолго до окончания работ, с 1907 года, в храме проводились еженедельные молитвенные встречи и отмечались праздники бахаи.
Несмотря на истинную самоотверженность верующих (богатый купец пожертвовал на строительство целое состояние; бедная вдова из Персии в течение нескольких лет отдавала в фонд храма половину своего ежедневного жалованья; многие расставались со своими фамильными драгоценностями. Шоги Эффенди назвал воздвижение храма в Ашхабаде «одним из самых ярких и значительных достижений первого века истории бахаи»), строительство храма бахаи затягивалось. Один русский инженер, не желавший, чтобы какое-либо другое культовое здание превосходило высотой строящийся православный храм, заявил, что фундамент непрочен и высотную постройку не выдержит. Позже комиссия дала опровержение, но достроен Дом Поклонения был уже после революции только в 1918 году.
В первые годы советской власти ни декрет о национализации церковных земель без компенсации, ни запрет на религиозное образование в государственных школах и отмена церковного брака не мешали росту и процветанию общин бахаи в советских республиках вообще и ашхабадской в частности. Но в 1922 году в официальной советской прессе была опубликована статья о том, что бахаи, стремясь приобщить молодежь к своей вере, отвлекают ее от большевистских идей. Статья призывала положить конец деятельности бахаи. Позже стали появляться и другие статьи подобного рода, в том числе и в энциклопедиях (устоявшийся советский взгляд на историю веры до конца существования СССР заключается в том, что бабидское движение — революционное и антифеодальное, хотя и прикрывавшееся религиозной риторикой, а Бахаулла был ревизионист, пытавшийся примирить классовый антагонизм). Возможно, что внимание властей к общине привлекли не столько ее численность, сколько широта взглядов, терпимость и интернациональное мышление. Это, а также сама концепция прогрессивного Откровения противоречили утверждениям о происхождении религии и о том, что она является пережитком прошлого.
Преследования общины начались в 1926 году с массовой высылки из СССР бахаи иранского происхождения. За тем последовали и другие аресты и ограничения на деятельность общины, в конце концов приведшие к ее прекращению. В 1928 году, все культовые здания переходили в собственность государства. В результате переговоров с местными властями бахаи удалось получить разрешение на аренду Дома Поклонения сроком только на пять лет, причем при условии, что община оплатит ремонт здания. В 1930 году Шоги Эффенди призвал Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов и Канады обратиться к советским властям с просьбой пересмотреть это решение, приняв во внимание значение Дома Поклонения в Ашхабаде для бахаи всего мира. С 1934 по 1936 год произошло небольшое изменение религиозной политики государства, и культовые здания были возвращены верующим. Но в собственность общины бахаи Дом Поклонения в Ашхабаде перешел только после проведенного по требованию властей ремонта, затянувшегося на полгода. Состоялось выборы в Духовные Собрания, возобновилась деятельность по распространению веры.
Однако вскоре преследования возобновились, и в 1938 году Дом Поклонения в Ашхабаде был окончательно экспроприирован под тем предлогом, что бахаи не содержат здание должным образом. В течение десятилетия в нем размещался Государственный музей изобразительных искусств Туркменской Советской Социалистической Республики. Землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 года повредило здание Дома Поклонения: разломались и упали минареты, фланкировавшие портал; после этого оно с каждым годом все больше приходило в упадок. О срочном восстановлении «музея», на фоне почти полностью разрушенного города не могло быть и речи. Только десять лет спустя местная община предложила возродить Дом Поклонения своими руками, чтобы отдать его Советской власти. Реакции не последовало. В 1963 году (опять же, есть разные версии: то ли готовясь к приезду Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, то ли выполняя его рекомендацию) здание Дома Поклонения было окончательно разрушено. Сейчас там площадь с памятником национальному поэту Махтумкули (среди местных жителей есть легенда, что земля опять принадлежит общине).
Исторические фотографии первого храма бахаи
Фотографии © Bahá’í International Community
Всемирный Дом Справедливости в своем письме от 1 августа 2014 о строительстве Домов Поклонения довольно много внимания уделил этому храму в Туркестане
Следующую статью предлагаем прочитать про Дом Поклонения Бахаи в США
[*] Так переводится название Ашхабада: ‘aшк — любовь, абад — населенный [пункт].