Меморандум подготовлен исследовательским отделом Всемирного Дома Справедливости
Файл в формате PDF | |
Файл в формате MS Word |
Февраль 1993
Множество вопросов возникло недавно по поводу того, как помочь плохо функционирующим местным общинам бахаи, особенно тем общинам, которые затрудняются реагировать на нужды и проблемы своих членов, чьи Духовные Собрания неспособны к принятию решений, не желают поддерживать искреннее и открытое совещание, и которые не признают существование проблем в общине. Как вклад в развитие таких общин, мы предлагаем следующие замечания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обеспечение изменения внутри общины бахаи
1.2.2. Помощь Местному Духовному Собранию
1.2.3. Рекомендации институтам
1.2.4. Консультация с членами Вспомогательной Коллегии
1.2.5. Апелляция в Национальное Духовное Собрание
2. Совещание и выражение чувств
Отрывки из писем, написанных от имени Шоги Эффенди относительно стимулирования развития общин бахаи
2. Помощь Местному Духовному Собранию
1. Обеспечение изменения внутри общины бахаи
1.1. Природа изменения
Прежде чем обратиться к вопросу о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы привести к изменениям внутри общины бахаи, полезно рассмотреть концепцию бахаи о природе изменения. Шоги Эффенди в письмах, написанных от его имени, подчеркивает эволюционную природу роста и развития общин бахаи. Он характеризует неизбежные трудности, связанные и с незрелостью отдельных верующих и институтов, как «проблемы роста» которые, с уверенностью утверждает он, будут в конце концов преодолены совершенством системы, введенной Бахауллой. Ниже мы цитируем избранные отрывки из этих писем:
Вы сетуете по поводу неблагоприятной обстановки, сложившейся в ... общине бахаи. Хранителю хорошо известно о положении Дела там, но он уверен, что какой бы ни была природа препятствий, с которыми сталкивается Вера, они будут в конце концов преодолены. Вы не должны ни при каких обстоятельствах отчаиваться и позволить таким трудностям, даже если они происходят из-за плохого поведения или недостатка способностей и видения у некоторых членов общины, поколебать Вашу веру и преданность Делу. Несомненно, верующие, независимо от уровня их компетенции, как учителей или администраторов, и как бы ни были высоки их интеллектуальные и духовные достоинства, никогда не должны рассматриваться как стандарт, по которому оценивается и измеряется божественный авторитет и миссия Веры. В самом Учении и в деяниях Основателей Дела верующие должны искать руководство и вдохновение, и только строго придерживаясь такого отношения, они смогут установить свою преданность Бахаулле на прочной и непоколебимой основе. Итак, Вы должны ободриться и с неослабевающей энергией и неистощимым упорством продолжать в полную силу участвовать в последовательном развитии этого Божественного Мирового Порядка. (Одному из верующих, 23 августа 1939 года.)
Друзья должны быть терпеливы друг к другу и должны осознать, что Дело еще в младенчестве, и его институты еще не функционируют идеально. Чем больше терпения, любящего понимания и снисходительности верующие проявляют друг к другу и к своим недостаткам, тем больше будет прогресс всей общины бахаи в целом.
Хранитель чувствует, что привлекая новые души, Дело перерастет свои нынешние ограничения и будет функционировать более эффективно. (Одному из верующих, 27 февраля 1943 года.)
Он очень огорчился, узнав о разногласии среди друзей там; и он чувствует, что единственно мудрый ход действий для всех верующих, это посвятить себя распространению Веры и сотрудничеству с Национальным Органом.
Очень часто эти испытания и трудности, через которые все общины бахаи неизбежно проходят, кажутся ужасными в тот момент, но в ретроспективе мы понимаем, что они обусловлены несовершенством человеческой природы, недоразумениями и проблемами роста, которые каждая община бахаи должна испытать. (Одному из верующих, 25 ноября 1956 года.)
Очень жаль, что некоторые из верующих, по-видимому, не понимают, что административный порядок, Местные и Национальные Собрания являются прообразом будущего, какими бы неадекватными они подчас не казались. Мы должны подчиняться и оказывать поддержку этим органам, это – закон бахаи. До тех пор, пока мы не научимся этому, мы не сможем достичь настоящего прогресса...
Бахаи далеки от совершенства как личности или когда они служат в избранных органах, но система Бахауллы совершенна, и постепенно верующие обретут зрелость, и система будет работать лучше... (1 ноября 1950 года одному верующему.)
1.2. Стимулирование изменения
Что касается средств поощрения изменения в общине бахаи, мы прилагаем сборник отрывков из писем, написанных от имени Шоги Эффенди. Хотя эти отрывки не предлагают определенной стратегии в помощь общинам, которые постоянно плохо функционируют, они дают полезное руководство для возможных действий, которые могут способствовать изменению общин бахаи изнутри. Когда мы рассматриваем эти подходы, полезно поразмышлять о том, что любой подход должен задействоваться с мудростью и терпением и что необходимо избегать противостояния в отношении Собрания и общины бахаи. В « Крупицах из Писаний», стр.343 издание США 1983 года [глава CLXIV ], Бахаулла увещевает верующих избегать двух крайностей поведения в отношении Веры. Он утверждает:
В сей День Мы не одобрим поведения боязливого, что старается сокрыть свою веру, но и не поощрим действий общепризнанного верующего, что громко доказывает свою верность сему Делу. И тот и другой должны подчиниться голосу мудрости и стараться всеми силами служить высшему благу Веры.
Обратите внимание на Его упор на подчинение «голосу мудрости» и стремлению «служить высшему благу Веры» .
Прилагаемые отрывки предполагают различные действия, которые отдельные верующие могут предпринять, чтобы стимулировать следующие шаги в эволюции общины бахаи. В том числе:
1.2.1. Личный пример
Шоги Эффенди в своем письме от 30 сентября 1949 года, написанном от его имени отдельному верующему, утверждает, что «первый и лучший способ» лечения плохо работающей общины бахаи – это «самому делать то, что правильно». См. отрывок (1).
В дополнение к углублению, обучению и служению Вере, возлюбленный Хранитель подчеркивает важность и пользу таких качеств, как настойчивость, самопожертвование, терпение и любящее прощение. См. отрывки (2) и (3).
1.2.2. Помощь Местному Духовному Собранию
Шоги Эффенди указывает, что отдельные верующие могут способствовать развитию Местного Духовного Собрания такими средствами как участие в его выборах, поддержка и одобрение его решений и обращение к нему для решения проблем. См. отрывки (4) - (7).
1.2.3. Рекомендации институтам
Отдельные верующие имеют «право открыто критиковать какие бы то ни было решения или действия, предпринятые Собранием» и предлагать рекомендации для улучшения местной общины при условии, что критика и предложения подаются конструктивным способом и авторитет Собрания не подрывается. См. отрывки (8) и (9).
Всемирный Дом Справедливости в письме от своего имени, написанном 3 августа 1982 года отдельному верующему, предлагает следующее руководство в отношении того, как могут личные взгляды верующего предлагаться внутри общины бахаи:
Однако важно отметить, что лица, которые желают представить свои взгляды, должны сделать это в соответствии с духом совещания бахаи. Иногда случается, что верующий настаивает на изложении своих взглядов на встречах бахаи и зачастую срывает такие встречи, и может даже проявить такое поведение в присутствии не-бахаи. Если он продолжает упрямо такое поведение, несмотря на увещевания и предупреждения, исходящие от соответствующих институтов бахаи, ему следует как-то воспрепятствовать, чтобы он не взял ситуацию в свои руки и не подверг опасности интересы бахаи. Когда подобные разногласия возникают, важно, чтобы имела место открытая и любезная консультация между этим лицом и Местным Духовным Собранием, а, в случае необходимости, и Национальным Духовным Собранием, или, может быть, институт Советников сможет помочь в решении этой проблемы.
1.2.4. Консультация с членами Вспомогательной Коллегии
Члены Вспомогательной Коллегии и их ассистенты ответственны за стимулирование отдельных людей в общине бахаи и за поощрение и помощь в развитии Местных Духовных Собраний. Отдельному верующему или Местному Духовному Собранию полезно обращаться за советом к членам Коллегии о разрешении определенных трудностей, существующих в общине.
1.2.5. Апелляция в Национальное Духовное Собрание
Отдельные верующие имеют право подать апелляцию в Национальное Духовное Собранию на решение Местного Духовного Собрания. Смотрите «Конституцию Всемирного Дома Справедливости» сс.14-15 относительно деталей апелляции. Решение воспользоваться этим правом принимает сам человек. Следующий отрывок из письма от 12 сентября 1988 года, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости, имеет отношение к этому вопросу:
Как Вам известно, Вы вольны требовать у Собрания пересмотра его решения. Однако, возможно Вам стоит взвесить то, какую реакцию это произведет, и которая может еще больше Вас расстроить. В некоторых случаях предпочтительнее, если человек смиренно примет мнение Собрания в духе жертвы и без дальнейшего оспаривания. Затем любое неправильное решение в конце концов будет исправлено. Когда верующие ведут себя безропотно и в духе смирения, это притягивает благоволение Бога, которое само по себе – утешение их сердец.
2. Совещание и выражение чувств
Было высказано мнение, что открытое выражение чувств и искреннее выражение мыслей являются существенным для продуктивной консультации бахаи и далее, что программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков (АА) может сделать важный вклад в честное и открытое общение. На эту тему было испрошено руководство, касательно выражения чувств во время совещания.
Хотя здесь может быть схожесть в элементах процесса консультации и программы 12 шагов, они отличаются друг от друга по своим конечным целям. Цель открытого выражения личности, как это практикуется в АА, в основном, излечение и освобождение от привычки к питью. Совещание, с другой стороны, имеет своей целью «поиск истины».
Разница между целью совещания и терапевтическими действиями становится ясной из следующих отрывков из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости или от его имени:
Следует помнить – целью любого совместного обсуждения бахаи является поиск решения проблемы, что отличает его от популярных в наши дни среди определенных слоев общества групповых действ, участники которых полностью обнажают свою душу, подобно тому, как это делается на исповеди, запрещенной Верой. (Из письма от 19 марта 1973 года Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию, опубликовано в «Совет Бахаи», 1994. Вып. 1. с тр.27. [№47])
Относительно Вашего вопроса о пятом шаге в «Программе 12 шагов АА», нас просили поделиться с Вами следующим отрывком из письма, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости 26 августа 1986 года одному верующему: «... нет возражения, чтобы бахаи были членами АА, которая является ассоциацией, делающей много доброго, помогая алкоголикам преодолевать их плачевное положение. Обмен опытом, который предпринимают члены, не противоречит запрету бахаи о признании грехов; это больше похоже на терапевтические взаимоотношения между пациентом и психиатром». (Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости отдельному верующему от 5 ноября 1987 года)
Искреннее выражение чувств в обычном общении требует мудрости и умеренности. В «Крупицах» Бахаулла советует верующим следующее:
Нет у народа Божиего других стремлений, кроме стремления обновить мир, облагородить его жизнь и возродить духовно его народы. Правдивость и добрая воля во все времена отличали их отношения со всеми людьми. (CXXVI)
Остерегайтесь вступать в препирательство с кем бы то ни было, напротив — старайтесь раскрывать истину в доброжелательной манере и с убедительнейшим увещанием. (CXXVIII)
Все, что переходит границы умеренности, перестает оказывать благотворное влияние. (СХ)
И Шоги Эффенди в письме от 5 июля 1947 года, написанном от его имени, делает следующее заявление о важности «равновесия во всем»:
Учение Бахауллы можно уподобить сфере: в нем есть полярно противоположные точки, а в пространстве между ними находятся связующие их теории и мысли.
Мы верим в равновесие во всем; мы верим в умеренность во всем – мы не должны быть слишком эмоциональными или негибкими и лишенными чувств, мы не должны быть столь либеральными, чтобы перестать сохранять характер и единство нашей системы бахаи, не должны быть фанатичными и догматичными.
Что касается открытого изъявления чувств во время совещания, очевидно, что выражение чувств и эмоциональный тон взаимоотношений вносят огромный вклад в процесс консультации. В одной из Своих бесед Абдул-Баха описывает «любовь и товарищество» как «основу» «истинного совета». Он утверждает:
... истинный совет – это духовный обмен, происходящий в атмосфере приязни и доверия. Чтобы ждать от совета добрых результатов, его участники должны относиться друг к другу с любовью и по-товарищески. Любовьитоварищество – вотоснова. ("The Promulgation of Universal Peace: Talks Delivered by 'Abdu'l-Bahá during His Visit to the United States and Canada in 1912" (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1982 edition) pp. 72-73)
В Скрижалях Абдул-Баха, цитируемых в Bahá'í Administration: Selected Messages 1922-1932, 1980 edition, стр. 20-23, предлагается полезное руководство, касающееся выражения чувств во время консультации. Например:
- Абдул-Баха призывает членов Духовного Собрания объединиться так, чтобы их «мысли», «взгляды» и «чувства стали единой сущностью, являя дух согласия во всем мире».
- Учитель рекомендует членам «совещаться друг с другом так, чтобы не было повода к возникновению обиды и разлада» . Он утверждает, что:
Этого можно достичь, когда каждый совершенно свободно выражает свое мнение и приводит свои аргументы. Если кто-нибудь станет возражать, то он ни в коем случае не должен чувствовать себя обиженным, ибо пока вопросы не будут всесторонне обсуждены, не откроется верный путь. Яркая искра истины появляется лишь после столкновения различных мнений.
Важно отметить, что истина появляется после «столкновения» тщательно сформулированных взглядов, которые могут быть выражены с энтузиазмом и силой, а не из столкновения чувств. Столкновение чувств скорее затемняет истину, в то время как разница в мнениях облегчает раскрытие истины.
- Абдул-Баха предлагает следующий совет, касающийся манеры, в которой могут быть выражены взгляды во время консультации. Предлагается, чтобы это руководство также имело отношение к выражению чувств:
После этого следует им с величайшим уважением, обходительностью, достоинством, тщанием и сдержанностью приступить к выражению своих точек зрения. Они должны во всяком вопросе искать истину и ни в коем случае не настаивать на своем, ибо упорное отстаивание своих взглядов приведет, в конечном счете, к несогласию и пререканиям; истина же останется сокрытой.
Дополнительные цитаты из Писаний, которые могут иметь отношение к выражению чувств во время процесса консультации, смотрите в компиляции «Совет Бахаи».
Отрывки из писем, написанных от имени Шоги Эффенди относительно стимулирования развития общин бахаи
1. Личный пример
Вы глубоко заблуждаетесь, если судите о нашей Вере по одной общине, которой, несомненно, нужно еще многому учиться, в том числе и умению подчиняться законам Бахаи. Человеческие слабости и особенности характера людей могут стать для нас большим испытанием. Единственный, я бы даже сказал первый и лучший способ исправить подобное положение, — это самому делать то, что правильно. Одна душа способна озарить духовным светом целый континент. Теперь, когда Вы осознали и сумели исправить собственную серьезную ошибку, когда Вы более отчетливо стали видеть недостатки своей общины, ничто не мешает Вам восстать и явить такой пример любви и такой дух служения, которые воспламенят сердца Ваших собратьев-бахаи.
Он призывает Вас глубже овладевать Учением, наставлять других, побуждать тех бахаи, у которых есть к этому стремление, более серьезно изучать Веру; только тогда, благодаря личному примеру, трудам и молитвам, Вы сможете добиться перемен. (Одному из верующих, 30 сентября 1949 г.) [1]
При возникновении противоречий отставка или неучастие кого-либо из членов Собрания не может служить восстановлению согласия. Собрание должно найти способ продолжать свою деятельность в полном составе, несмотря на имеющиеся препятствия; в противном случае допущенные исключения из правила подорвут доверие ко всей системе в целом.
Ставя любовь к Делу превыше всего и защищая в первую очередь его интересы, верующие должны быть готовы к трудностям, какой бы характер они не носили. Лишь проявляя настойчивость и идя на самопожертвование, можем мы, с одной стороны, уповать на сохранение в неприкосновенности наших богоданных институтов Веры и, с другой стороны, сделать себя еще более благородными и совершенными проводниками этой славной Веры. (20 ноября 1941 года отдельному верующему) [2] [«Совет Бахаи», №36]
Вы пишете о том, сколь важно достижение большего единства между верующими. Вы, несомненно, правы, а чтобы прийти к этому, Хранитель считает, необходимо внушать бахаи, и на занятиях, и просто в беседах, что основа любой религии, включая и нашу, – любовь к Богу, а значит, к людям. Чем больше любви, тем прочнее единство, ибо любовь помогает людям терпимо относиться друг к другу, быть великодушными и снисходительными. (7 июля 1944 года отдельному верующему, цитируется в «Бахаи Ньюс» N.173, февраль 1945 года, стр. 3) [3]
2. Помощь Местному Духовному Собранию
Между тем, мы должны делать все возможное для укрепления и поддержки Местных и Национальных Духовных Собраний, проводя более тщательно выборы с тем, чтобы выбрать самых мудрых и наиболее подходящих членов, и, затем, преданно сотрудничая и подчиняясь. Если мы не одобряем их решения, мы должны осторожно избегать обсуждения этого с другими верующими, у которых нет полномочий исправить их. Мы должны искренне изложить свои взгляды Собранию и только в случае неудовлетворительного ответа обратиться к Национальному Собранию, если вопрос касается поведения Местного Собрания, и к Шоги Эффенди, если касается Национального Собрания. (4 марта 1925 года отдельному верующему) [4]
Ситуация в ..., о которой Национальное Духовное Собрание уже писало ему в деталях, очень опечалила и огорчила его сердце, поскольку он убежден, что только полное единение среди друзей как в личных, так и в коллективных стараниях, особенно в эти дни административной организации и развития Дела, может обеспечить устойчивый прогресс Веры в этой местности. Нет более важной задачи, чем обеспечение совершенной гармонии и содружества среди друзей, особенно между Местными Собраниями и отдельными верующими. Местные Собрания должны внушить уверенность в отдельных верующих, а те, в свою очередь, должны выразить свою готовность полностью подчиняться решениям и управлению Местного Собрания. И те и другие должны учиться сотрудничать и понимать, что только через такое сотрудничество институты Дела могут эффективно и постоянно функционировать. Несмотря на то, что подчинение Местному Собранию будет безоговорочным и искренним, тем не менее этот орган должен проводить в жизнь свои решения таким образом, чтобы избежать впечатления, что это движется диктаторскими мотивами. Дух Дела – это взаимное сотрудничество, а не диктатура.
Верующие должны доверять указаниям и распоряжениям своего Собрания, даже если они не вполне убеждены в их справедливости и правоте. Если Собрание большинством голосов своих членов принимает какое-либо решение, друзьям следует с готовностью выполнять его. И, в первую очередь, именно тем членам, которые не были согласны с решением и расходились во мнении с большинством членов Собрания, следует подать общине добрый пример, пожертвовав своим личным мнением, чтобы повиноваться принципу большинства голосов, лежащему в основе деятельности всех Собраний бахаи. (28 октября 1935 года одному верующему) [5]
Собрания учреждены для авторитетного управления делами Дела. Верующие имеют право голосовать за любого, кого пожелают. Если им не нравятся действия их Собрания, они должны, во имя единства Веры, выполнять его решения. Отдельный верующий имеет право вносить предложения, протестовать, но он не имеет прав больше, чем Собрание; его сила – в его голосовании. Если один из друзей не удовлетворен местной ситуацией, тем не менее он должен сотрудничать со своим Духовным Собранием и делать все, чтобы помочь ему. Он может молиться за него, может своими собственными деяниями показать благородный пример бахаи. Система совершенна, но если инструменты несовершенны, мы должны все же поддерживать систему, зная что Бог заботится и защищает Свое Дело, и что такие условия лишь временны и исчезнут по мере роста Дела и зрелости бахаи.
Он призывает Вас не терять надежду и никогда не останавливаться в служении Вере. Не важно, каким будет отношение других, это не освобождает Вас от обязанности вести себя правильно; Вы отвечаете перед Богом, и Вы можете быть уверены в том, что в конце концов Он решит все эти проблемы. (14 ноября 1948 года отдельному верующему) [6]
Неоднократно читая корреспонденцию, которую он получил от вашего Собрания, он был поражен тем фактом, что друзья действовали не в соответствии с принципами администрации. Вместо того, чтобы обратиться со своими обвинениями и проблемами, и чувством неудовлетворенности к своему Местному Собранию или Национальному Собранию, они обратились к отдельным бахаи или отдельным членам Собрания, или же они отказались от встречи с Собранием. Первое, что должен сделать верующий, это обратиться к Собранию – вот для чего у нас есть Собрания! Он чувствует, что это затруднение никогда больше не возникло бы, если бы бахаи использовали свои Собрания должным образом. Одним из исцеляющих лекарств, данных Бахауллой больному миру, является Собрание (которое в будущем станет Домом Справедливости); его члены имеют очень священные и тяжелые обязанности, его власть направлять общину, защищать и оказывать помощь ее членам также велика. (30 июня 1949 года Национальному Духовному Собранию) [7]
3. Рекомендации Институтам
Относительно вашего последнего, так обрадовавшего нас письма, в котором вы спрашиваете, имеют ли верующие право открыто критиковать какие бы то ни было решения или действия, предпринятые Собранием, отвечаем: это не только право, но и святой долг каждого преданного и думающего члена общины – выказывая полное доверие и одновременно уважение к Собранию и признавая его авторитет, вносить любые предложения и рекомендации, а также откровенно выступать с критическими замечаниями, которые, по его глубокому убеждению, он обязан сделать ради исправления создавшегося в общине положения и улучшения ее деятельности; при этом обязанностью Собрания является внимательное рассмотрение подобных обращений каждого верующего в адрес Собрания. Наилучшей возможностью в этом плане является Праздник Девятнадцатого Дня, который, помимо его духовного и объединяющего начал, имеет еще одно предназначение – служить удовлетворению нужд и потребностей административного порядка общины, причем главной потребностью такого рода является продуманное обсуждение и конструктивная критика состояния дел местной общины бахаи.
Необходимо, однако, вновь подчеркнуть, что абсолютно недопустимы критические высказывания и выступления негативного характера, которые могут привести к подрыву авторитета Собрания в целом. Ибо в этом случае под угрозой может оказаться сама основа Дела, и в общине воцарятся смятение и разобщенность. (13 декабря 1939 года отдельному верующему) [8] [«Праздник Девятнадцатого Дня», №57]
Относительно дела госпожи ... и дисгармонии, которая существует между некоторыми друзьями...: когда бахаи позволяют темным силам мира проникнуть в их собственные отношения с Верой, они ставят под угрозу ее прогресс; первейшей обязанностью верующих, Местных Собраний и, в особенности Национального Духовного Собрания, является поощрение гармонии, взаимопонимания и любви среди друзей. Все должны быть готовыми и стремиться отложить в сторону любое чувство обиды – справедливое или несправедливое – для блага Дела, поскольку люди никогда не примут его до тех пор, пока не увидят в жизни общины отражения того, что так явно не хватает миру: любви и единства.
Бахаи имеют полное право подвергать критики свои Собрания; они могут свободно излагать свои взгляды о политике или об отдельных членах избранного органа Собранию, Местному или Национальному, но затем они должны всем сердцем принять совет или решение Собрания согласно принципам, установленным для таких случаев в администрации бахаи. (13 мая 1945 года Национальному Духовному Собранию) [9]
Сноски:
- (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1983)
- (Haifa: Bahá'í World Centre, 1972)
- (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1980)
(Меморандум был опубликован в Австралии в 1993 г.)
(Девять цитат из неопубликованных ранее материалов (за исключением одной цитаты, ранее напечатанной в «Бахаи Ньюс»). В сносках перечислены издания книг, цитируемых в основном тексте; которых всего три).