Фотография портрета Абдул-Баха, написанного Джулиет Томпсон в Нью-Йорке в 1912 году. Оригинал работы утрачен. |
Бахаи отмечают День Завета 26 ноября. На Востоке этот праздник первоначально назывался как «Наивеликое празднество» (Jashn-i-A’zam), это связано с тем, что Бахаулла называл Абдул-Баха Величайшей Ветвью. Таким образом мы видим, что с самого начала этот праздник ассоциируется с ролью и положением Абдул-Баха, хотя смысл праздника не ограничивается этим. Развивая образ с ветвью, можно сказать, что в День Завета отмечается роль всего древа — Божьего Завета. Абдул-Баха здесь как наиболее близкое и понятное людям проявление работы божественных сил.
Шоги Эффенди в книге «Бог проходит рядом» напоминает нам, что период пастырства Абдул-Баха начинается с объявления Завета Бахауллы — документа не имеющего аналога в истории других Законоцарствий, и «переживает расцвет после решительного признания средоточием Завета, в Граде Завета, уникального характера и далеко идущих последствий этого Документа». Хранитель также указывает на вполне конкретное событие — «решительное утверждение требований Завета, установленного Бахауллой, непосредственно вслед за чтением нового перевода "Скрижали Ветви" на общем собрании Его последователей в Нью-Йорке, отныне получившем название "Град Завета"».
Интересно рассмотреть, что же произошло в Нью-Йорке, и какая здесь связь с Заветом?
Решительное утверждение
Рекомендуем: Завет. Отрывки из Писаний Бахаи. / Духовное Собрание Бахаи России. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1997. – 43 с. |
Следующая история представляет собой пересказ событий, описанных в книге William Sears, Robert Quigley The Flame: Story of Lua, 1973, pp. 99-102.
Когда Абдул-Баха был в Нью-Йорке, Его уговорили попозировать, чтобы Джулиет Томпсон смогла написать Его портрет. От этой процедуры Его стало клонить в сон, о чем Он и сказал. На что Джулиет уверила Его, что Он может подремать, т.к. это не помешает ей рисовать.
Далее она рассказывает: «Учитель закрыл глаза. Он сидел совершенно прямо, неподвижно, словно статуя. Я была охвачена таким благоговением, что не могла рисовать. Внезапно, Его глаза открылись. Мне показалось, что комната сотряслась, когда Он начал говорить. Я была потрясена Его мощью, когда Он раскрыл перед нами значение “Завета Божьего”».
Абдул-Баха тогда объяснил, что согласно величайшему Завету, который Бог заключил с человечеством, Бог никогда не оставит людей, но всегда будет им отправлять Посланников. Такими Богоявлениями были Моисей, Иисус, Мухаммад, Бахаулла. Учитель в тот день рассказал о Завещании, собственноручно написанном Бахауллой, в котором тот назначает Абдул-Баха Сосредоточием Его Веры, к кому все должны обратиться.
В те дни в Нью-Йорке Учитель зачитал перед собравшимися последователями новый перевод «Скрижали Ветви», в которой Бахаулла прямо назначает Своего Приемника в лице Абдул-Баха.
Вот отрывок из той скрижали
Из Скрижали Ветви
«Ныне ответвилась от Садратул-Мунтаха сия священная и славная Сущность, сия Ветвь Святости; благо тому, кто ищет Его убежища и пребывает под Его сенью. Воистину Побег Закона Божиего появился от сего Корня, что Бог прочно посадил в Землю Своей Воли, и Ветвь, коя произросла от Него, достигла такой высоты, что осеняет Собою все творение. Да будет восхвален Он за сие возвышенное, благословенное, могущественное, благороднейшее Творение Свое!.. Слово, в знак Нашей милости, изошло из Величайшей Скрижали — Слово, кое Бог украсил узором Своей Сущности и сделал владыкой над землей и всем сущим на ней, и знамением Его величия и власти надо всеми народами... Возблагодарите Бога, о народы земли, за Его явление в мире, ибо воистину Он есть величайшее Благодеяние и совершеннейший Дар вам; и через Него всякая истлевшая кость вернется к жизни. Кто обратился к Нему, тот обратился к Богу, а кто отверг Его, тот отверг Мою Красоту, усомнился в Свидетельстве Моем и согрешил против Меня. Он есть Доверие Бога среди вас, Напоминание о вашем долге пред Ним, Его явление вам и знак Его пребывания среди избранных слуг Его… Мы ниспослали Его вам в виде храма человеческого. Благословен и свят Бог, Который творит, что пожелает, силою Своей непогрешимой и непреложной воли. Те, что лишили себя сени Ветви, будут блуждать в пустыне греха, души их сгорят в пламени мирских желаний, и будут они из тех, кто обречен на верную гибель».
Цит. по Шоги Эффенди Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с.
с. 54-55
Некоторые пояснения к «Скрижали Ветви»
Садратул-Мунтаха это буквально переводится как «самое удаленное Дерево». Шоги Эффенди для перевода этого понятия использовал фразу «Древо, за которым нет пути». Это символ предела, дальше которого познание и приближение к Богу невозможно — границы божественного знания, явленного человечеству. Это понятие часто используется в Писаниях, указывая на Богоявление.
«Скрижаль Ветви» на арабском будет Сура-и-Гусн. Вот какое примечание об этом слове дано в Китаб-и-Агдас (прим. 66)
«Агсан» (множественное число от «Гусн») по-арабски означает «Ветви». Этим словом Бахаулла обозначает Свое мужское потомство. Данный термин имеет особое значение не только в связи с правом распоряжаться дарами, но и в связи с установлением преемственности власти после кончины Бахауллы и Абдул-Баха. В Книге Своего Завета Бахаулла назначил Своего старшего сына Абдул-Баха Средоточием Своего Завета и Главою Веры. В Последней Воле и Завещании Абдул-Баха назначил Шоги Эффенди, Своего старшего внука, Хранителем и Главою Веры.
Итак, в этом отрывке из Китаб-и-Агдас предполагается преемственность избранных Агсан, а тем самым и учреждение института Хранительства, а также предвидится возможность того, что эта линия может прерваться. В результате кончины Шоги Эффенди в 1957 году создалось такое положение, которое предусмотрено в этом стихе,— линия Агсан оборвалась прежде, чем был учрежден Всемирный Дом Справедливости.
Речь Абдул-Баха о Завете, произнесенная 19 июня 1912 года. Текст на английском. |
|
Текст на английском с фрагментами перевода на русский. Было бы замечательно, если бы нашлись желающие перевести этот текст и выслать нам. |
Здесь имеет смысл отметить, что описываемая история произошла в Нью-Йорке вовсе не в ноябре, как можно было бы предполагать, а 19 июня 1912 года. Отмечать День Завета 26 ноября начали задолго до этого и по причинам, никак не связанным с пребыванием Абдул-Баха в Нью-Йорке. Об этом мы пишем на странице, посвященной Дню Завета.
Сейчас лишь отметим, что по свидетельству историка Стокмана празднование Дня Завета 26 ноября, если говорить о США, началось в Чикаго с 1901 года или даже ранее. (Stockman vol. II p 56).
Присылайте свои дополнения для включения в материал этой страницы.
Дополнительное чтение на тему Дня Завета:
- Can You Paint Me in a Half Hour?
- A 1912 Announcement of the Covenant?
- Предварительный перевод «Скрижали Ветви» на английский доступен по следующему адресу: http://bahai-library.com/provisionals/tablet.branch.html
- Tablet of the Branch (Súrih-i-Ghusn): Tablet study outline
- The text of Abdu’l-Baha’s talk on the Covenant in New York, June 19, 1912 Star of the West Vol. 3, No. 14, p. 9 (Nov 23 1912).
Материалы к праздникам и Святым Дням бахаи смотрите в базе знаний.