Содержание | ||
Термины, описывающие ситуацию, которая может вести к разводу Процедура, которой должно следовать Собрание при получении заявления о разводе |
Общие положения
Господу, воистину, любезны союз и согласие и ненавистны Ему разделение и развод.
Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К70
Таковы должны быть теперь образ жизни и поведение друзей в Америке. Им следует строго воздерживаться от развода, если только не возникнет нечто такое, что заставит их разлучиться в силу отвращения друг к другу: в этом случае с ведома Духовного Собрания они могут принять решение расстаться. Им следует быть терпеливыми и ждать один полный год. Если в течение этого года согласие между ними не восстановится, то можно осуществить развод. Не должно произойти так, чтобы из-за небольших трений или недовольства муж стал подумывать о союзе с другой женщиной, или, упаси Боже, у жены возникли мысли о новом муже. Это противоречит мерилу небесного достоинства и истинного целомудрия. Друзьям Божиим следует так жить и вести себя, выказывать такие превосходные характер и поведение, чтобы это вызывало изумление окружающих. Любовь между мужем и женой не должна быть только физической, напротив — она должна быть духовной и неземной. Сии две души следует считать одной душой. Поистине трудно разделить на части единую душу! Нет, сие будет весьма трудно!
Иными словами, в основании Царствия Божиего лежат согласие и любовь, единство, родство и союз, а не разлад, особенно между мужем и женой. Того из них, кто станет причиной развода, непременно постигнут суровые испытания — он станет жертвой неисчислимых бедствий и испытает глубокое раскаяние.
Абдул-Баха. Цит. по компиляции от 18 января 1980 г., разосланной Всемирным Домом Справедливости Национальным Духовным Собраниям.
Верующие должны строжайшим образом избегать развода и идти на него лишь при чрезвычайных и исключительных обстоятельствах. Современное общество проявляет преступную небрежность в отношении священной сути брака, и верующим надлежит неустанно бороться с этой тенденцией.
Шоги Эффенди. Из письма от 5 января 1948 г., написанного от его имени одному из верующих.
Несомненно, верующие в Америке, скорее всего под неосознанным влиянием принятых чрезвычайно свободных нравов, а также легкомысленного отношения к разводу, которое, кажется, становится повсеместным, не воспринимают развод достаточно серьезно и, похоже, упускают из виду тот факт, что, хотя Бахаулла разрешает развод, Он позволяет его лишь как крайнюю меру и сурово осуждает его.
Шоги Эффенди. Из письма от 19 декабря 1947 г., написанного от его имени одному из верующих.
При любых обстоятельствах бахаи должны предпринимать все возможное для сохранения своей семьи, потому что в Учении развод строго осуждается, тогда как согласие, единство и любовь считаются высочайшим идеалом человеческих взаимоотношений.
Шоги Эффенди. Из письма от 9 ноября 1956 г., написанного от его имени Национальному Духовному Собранию Центральной Америки.
Нужно признать, что Вы оказались в трудной ситуации, требующей деликатного подхода, однако не менее серьезна и, конечно, важна ответственность, которую Вы, как преданный и стойкий верующий, должны осознанно взять на себя полностью. Поэтому Хранитель, прекрасно осведомленный об особых обстоятельствах Вашего дела и глубоко сочувствующий Вам в связи с напряженной ситуацией, в которой Вы, к несчастью, оказались, не может ни дать согласия — в свете строгих предписаний, содержащихся в Учении,— на Вашу просьбу заключить второй брак, в то время как Ваша первая жена жива и соединена с Вами священными узами супружества, ни даже предложить или одобрить Ваш развод с ней только ради того, чтобы получить возможность жениться на другой.
Ибо в Учении Бахаи не только отсутствует возможность для двоеженства, но и развод, хоть и допускается, рассматривается как предосудительное действие, и прибегать к нему следует лишь в исключительных случаях, когда возникают серьезные проблемы, выходящие за пределы соображений по поводу физического влечения, сексуальной совместимости и гармонии. Институт брака, как он установлен Бахауллой, отдает должное физической стороне брачного союза, однако она считается второстепенной по отношению к нравственным и духовным целям и обязанностям, которыми его наделило премудрое и любящее Провидение. Только когда этим ценностям уделяется соответствующее им внимание и только на основе подчинения физического — нравственному и плотского — духовному, можно избежать тех крайностей и распущенности, свидетелем которых является наш век упадка, восстановить изначальную чистоту семейной жизни и исполнить истинное предназначение, для которого она была предписана Богом.
Хранитель будет горячо молиться, дабы Вы, вдохновленный и направляемый этим божественным образцом и подкрепленный неизменной помощью и поддержкой Бахауллы, смогли благополучно уладить ваши отношения с заинтересованными лицами и найти единственно правильное решение этой действительно трудной проблемы в Вашей жизни.
Шоги Эффенди. Из письма от 8 мая 1939 г., написанного от его имени одному из верующих, который, женившись в первый раз из сострадания, затем захотел получить разрешение жениться на женщине, которую он полюбил; при этом он уверял, что его первая жена не возражает против его второго брака.
Бахаулла, как вы упомянули, ненавидит развод, и поэтому бахаи следует приложить все усилия, чтобы сохранить свой брак, который является божественно установленным институтом. Но развод не запрещен в Вере, а, так как это личное дело, Всемирный Дом Справедливости не желает вмешиваться в такие дела.
Письмо, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости, 4 октября 1978 г., цитируется в письме Всемирного Дома Справедливости от 17 мая 1988 одному Национальному Духовному Собранию.
Термины, описывающие ситуацию, которая может вести к разводу
Неприязнь
В строго юридическом смысле не существует «оснований» для развода бахаи. Неподобающее поведение любой из причастных сторон не учитывается, а единственное условие, при котором можно рассматривать возможность развода бахаи – это непримиримая неприязнь между сторонами. По этой причине недостаточно, чтобы одна из сторон или обе обратились о назначении даты начала года ожидания; Собрание должно обнаружить условие существования непримиримой неприязни, прежде чем дата будет установлена.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 24 мая 1972 одному Национальному Духовному Собранию.
Отвращение
Относительно определения термина «отвращение» касательно закона о разводе бахаи, Всемирный Дом Справедливости указывает, что не существует каких-то «оснований» для развода, подобных тем, что существуют в некоторых сводах гражданских законов. Закон бахаи допускает развод, однако, как четко разъяснили и Бахаулла, и Абдул-Баха, развод отвратителен. Поэтому, с точки зрения отдельного верующего, он должен сделать все, что в его силах, чтобы избежать развода. Бахаи должны глубоко осознавать святость брака и должны стараться превратить свой брак в вечные узы единства и гармонии. Это требует усилий и жертвенности, мудрости и самоотречения. Бахаи должен рассматривать возможность развода только в том случае, когда ситуация невыносима, и он или она испытывают сильное отвращение к браку со своим партнером. Вот стандарт, которого должен придерживаться каждый человек. Это не закон, но увещевание. Это цель, к которой надо стремиться.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 3 ноября 1982 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1303.
Употребление терминов «год ожидания» и «год терпения»
В ответ на ваше письмо от ... с просьбой пояснить использование фраз «год ожидания» и «год терпения», Всемирный Дом Справедливости попросил нас сообщить, что хотя предпочтительнее использовать слова «год ожидания», обе фразы могут употребляться.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 9 февраля 1982 года одному Национальному Духовному Собранию.
Другие термины
Можно считать, что понятие «отвращение» не является неким юридическим термином, требующим определения. На самом деле, в законодательстве бахаи используются и другие термины для описания ситуации, могущей привести к разводу, такие как «антипатия», «обида», «отчуждение», «невозможность установления гармонии», «непримиримость». Тексты, тем не менее указывают, что развод строго осуждается, что он должен рассматриваться как «последнее средство» в «редких и серьезных обстоятельствах», а также что партнер, который является «причиной развода», «несомненно» станет «жертвой ужасных бедствий».
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 3 ноября 1982 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1305
В Китаб-и-Агдас супружество определено как самые священные и тесные узы, и бахаи должны понимать, что развод рассматривается как крайняя мера, которой, по возможности, следует избегать любой ценой и не давать его с легкостью.
Шоги Эффенди. Из письма от 17 октября 1944 г., написанного от его имени одному из верующих.
Процедура, которой должно следовать Собрание при получении заявления о разводе
Процедура, вкратце, такова: когда Духовное Собрание получает заявление о разводе, его первая обязанность — попытаться примирить пару. Если оказывается, что это невозможно, оно должно установит дату начала года ожидания. Такой датой может быть дата принятия Собранием соответствующего решения, если только супруги по-прежнему не живут вместе — в этом случае следует подождать, пока они не разъедутся. Если пара уже разъехалась некоторое время тому назад, Собрание может установить начало года задним числом; однако самой ранней датой начала этого года может считаться только фактический момент, когда пара в последний раз рассталась с намерением развестись.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 11 сентября 1986 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1320
Год ожидания
Смысл года ожидания
Предполагается, что когда двое бахаи дошли до такого состояния, когда они считают, что им необходимо развестись, нужно время чтобы остыть и поразмыслить, в чем конечно же и состоит замысел года ожидания.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 3 августа 1981 года одному Национальному Духовному Собранию.
Год ожидания необходим независимо от того был человек бахаи или нет на момент свадьбы
Касательно развода бахаи, упомянутого в вашем письме от 12 июня: Бахаи (вне зависимости от того, обе стороны верующие или только одна) должны соблюдать закон бахаи о разводе, т. е. провести один год в ожидании, и не пренебрегать этим богоданным законом. Были ли они бахаи на момент свадьбы или нет, здесь не имеет никакого значения.
Из письма от имени Шоги Эффенди от 12 июня 1952 одному Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1314
Обязанности Духовного Собрания
Относительно развода Хранитель сказал, что он не поощряется, резко осуждается и противоречит благоволению Божиему. Собранию следует распространить среди друзей все, что явлено в этой связи Пером Абдул-Баха, чтобы это служило для всех напоминанием. Развод обусловлен согласием и разрешением Духовного Собрания. В подобных вопросах члены Собрания должны независимо друг от друга тщательно изучать и анализировать каждый случай. Если для развода есть веские основания и установлено, что примирение совершенно невозможно, что сильна взаимная неприязнь и ее нельзя преодолеть, Собрание может разрешить развод.
Шоги Эффенди. Из письма от 7 июля 1938 г. Национальному Духовному Собранию Ирана.
Собрание обязано рассмотреть заявление о назначении года ожидания от любого супруга, вне зависимости от того, хочет другой супруг развода или нет.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 28 июля 1985 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1327
Местное Духовное Собрание или Национальное Духовное Собрание, в зависимости от обстоятельств, устанавливают дату начала года терпения, которая, в любом случае, не может начинаться ранее, чем дата, когда стороны последний раз разъехались с намерением развестись. Таким образом, год терпения обычно начинается после того, как одна из сторон уведомляет Собрание о том, что они расстались с намерением развестись. Тем не менее, Духовное Собрание может установить дату начала года терпения задним числом, при условии что эта дата соответствует фактической дате расставания и что для этого существует серьезные причины.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 26 августа 1965 Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1322
С точки зрения Духовного Собрания, однако, вопрос выглядит несколько иначе. Духовное Собрание должно постоянно заботиться о том, чтобы верующие в его общине — особенно молодежь — хорошо понимали концепцию брака бахаи, чтобы им была отвратительна сама мысль о разводе. Когда Духовное Собрание получает заявление о разводе, его первым побуждением и действием должны стать попытка примирения пары и необходимость удостовериться, что они знают, что говорится по этому поводу в учении бахаи. Дай Бог, чтобы Собрание преуспело в этом и не потребовалось назначать год ожидания. Однако, если Собрание обнаруживает, что оно не может убедить подателя заявления на развод забрать его, оно должно заключить, что, с его [Собрания] точки зрения имеется непримиримая неприязнь, и ему ничего не остается, как установить дату начала года ожидания. В течение этого года на пару возложена обязанность пытаться примирить свои разногласия, а Собрание должно помогать им в этом и воодушевлять их. Если же год ожидания завершается без примирения, необходимо оформить развод бахаи на момент даты гражданского развода, если только последний уже не произошел.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 3 ноября 1982 года одному верующему. Цит. в «Светочах руководства», п. 1304.
Невозможно сократить период ожидания, ибо он установлен в Китаб-и-Агдас.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 18 июля 1976 года одному Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1326.
Ответственность сторон
Он очень огорчился, узнав о том, что Ваша жизнь с мужем по-прежнему столь несчастлива. Когда женатые люди не могут хорошо ладить между собой, это всегда источник печали, однако Хранитель считает, что Вы и Ваш муж, намереваясь расторгнуть брак, должны подумать о будущем ваших детей и о том, как этот решительный шаг, предпринятый вами, отразится на их жизни и счастье.
Если Вы почувствуете необходимость в совете или консультации, он предлагает Вам обратиться к Вашему Местному Собранию: друзья бахаи, несомненно, сделают все возможное, чтобы дать рекомендацию и помочь Вам, защищая и Ваши интересы, и интересы Дела.
Из письма от лица Хранителя одному верующему от 16 ноября 1945.
Нельзя игнорировать наличие детей, как существенного обстоятельства при разводе, так как оно налагает еще большую тяжесть моральной ответственности на мужа и жену при обдумывании подобного шага. В таких обстоятельствах развод касается уже не только их самих, их отношений и чувств, но и определяет будущее детей и то, как они будут относиться к браку.
Шоги Эффенди. Из письма от 19 декабря 1947 г., написанного от его имени одному из верующих.
В отношении Вашего брака Шоги Эффенди просил меня добавить следующее разъяснение: он считает, что верующие не могут ни при каких обстоятельствах ссылаться на Дело или служение ему как на повод для расторжения брака; Бахаулла, как нам известно, очень строго осуждал развод, и оправданием ему служат только чрезвычайно серьезные причины.
Шоги Эффенди. Из письма от 7 апреля 1947 г., написанного от его имени одному из верующих.
Бахаи, собирающиеся развестись, должны проконсультироваться с Духовным Собранием
Необходимо, однако, чтобы бахаи, которые собираются развестись, знали, что они должны проконсультироваться со своим Местным или Национальным Собранием, что, говоря кратко, должен последовать год ожидания и только потом оформляется развод, и что у Собрания есть определенная ответственность перед супругами, о чем они будут проинформированы в ходе консультации с Собранием.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 16 апреля 1967 одному Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1317.
Одна из сторон, действуя в одиночку, не может просить о прекращении года ожидания.
Письмо Всемирного Дома Справедливости от 1 мая 1967 одному Национальному Духовному Собранию.
Конечно же, друзьям важно осознать, что хотя в законе бахаи развод разрешается, он, тем не менее, осуждается, и следует приложить все усилия, дабы избежать его. Всегда есть надежда, что в течение года терпения между супругами возобновится чувство привязанности и развод не понадобится. Поэтому, хотя нормальные социальные контакты между супругами и представителями обоих полов позволительны, духу учения явно будет противоречить, если какая-либо из сторон станет ухаживать за новым партнёром в течение года ожидания. Это следует довести до сведения пары, и их нужно призвать вести себя как бахаи. Тем не менее, это не та область, в который Собранию нужно прибегать к санкциям, если один или оба супруга игнорируют этот принцип. Конечно же, если один из партнеров ведет себя явно и вопиюще аморально, этот случай нужно рассматривать так же как, и другие подобные дела, однако из ваших телеграмм мы заключаем, что такая проблема перед вами в настоящее время не стоит.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 15 февраля 1973 г одному Национальному Духовному Собранию Цит. в «Светочах руководства», п. 1318
Год ожидания у сторон не предназначен для поиска брачного партнера. Им следует направить свои усилия на сохранение существующего брака.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 12 июля 1979 одному из верующих.
Немудро объявлять о новых брачных планах прежде, чем развод завершится
Это не будет соответствовать духу закона бахаи если один из супругов начинает сообщать о своих новых брачных планах в то время, когда он\а еще состоит в законном браке. Вполне приемлемо попросить друзей не заходить настолько далеко, чтобы спрашивать согласия родителей на новый брак прежде, чем развод полностью завершен; однако за этим увещеванием не должно стоять никаких санкций.
Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Австралии 17 января 1971 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1334
Не существует закона бахаи по которому бы человека лишали избирательных прав за получение гражданского развода до истечения года ожидания. Конечно же предпочтительней, чтобы гражданский развод не начинался и не состоялся до того, пока не пройдет год, если на то нет особых обстоятельств, которые оправдывают такое действие. Если, тем не менее, какой-то бахаи заключает новый брак до окончания года ожидания, он будет временно лишен административных прав, поскольку по закону бахаи он все еще считается состоящим в браке, независимо от того, был ли заключен гражданский развод или нет. С другой стороны, если партнер не бахаи получает гражданский развод и заключает брак во время года ожидания, партнер-бахаи освобождается от необходимости дальнейшего ожидания.
Из письма Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию от 20 августа 1974 г. Цит. в «Светочах руководства», п. 1331
... это боле соответствует духу закона Веры, когда бахаи откладывают начало гражданского развода (если закон страны требует гражданского развода) до окончания года терпения. Однако если такое откладывание вызывает пристрастность или правовую предвзятость в отношении возможности гражданского развода, в этом случае, конечно, разрешается начинать гражданский развод во время года ожидания.
Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 20 июня 1977 одному Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1325
Супруги могут забрать свое заявление о разводе в любой момент в течение года ожидания
Супруги, собирающиеся развестись, не обладают правом самостоятельно продлевать год ожидания и просить развода бахаи «в любой момент, когда им заблагорассудится». Если по прошествии установленного времени примирения не произошло, развод бахаи по окончании года ожидания становится окончательным, если только гражданский развод не откладывается.
Стороны, однако, могут забрать свое заявление о разводе бахаи в любой момент в течение года ожидания. Если позже они решат вновь попросить развода, будет назначен новый год ожидания.
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 12 июля 1979 Национальному Духовному Собранию. Цит. в «Светочах руководства», п. 1329.
Дата последнего изменения: 13 апреля 2014
Присылайте цитаты, которые по вашему мнению следует включить в эту компиляцию. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. «Архивы – память общины»
Также смотрите: Брак и семейная жизнь Бахаи: Выдержки из Писаний Бахаи. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 104 с. 12-17 и письмо от имени Всемирного Дома Справедливости Ненасилие и единство в семье от 24 января 1993 г.