Многих людей, воспитанных в западной культуре, смущает тот факт, что у Бахауллы, предписавшего строгую моногамию, было три жены. Следует иметь в виду, однако, что в этом Он следовал обычаям Своего времени и Своей страны, так как на всех трёх Он женился задолго до явления Китаб-и-Агдас, книги Законов нового Откровения, и даже задолго до публичного объявления о Своей Миссии. Более подробное рассмотрение этого вопроса можно найти у Адиба Тахерзаде в его книге «Дитя Завета». |
Всемирный Дом Справедливости
Всемирный Центр Бахаи
Отдел Секретариата
23 октября 1995 г.
Дорогая xxxx!
....
Что касается вопроса о жёнах Бахауллы, имеет смысл рассматривать его в надлежащем контексте, для чего мы приводим здесь отрывки из писем от имени возлюбленного Хранителя. Они указывают, что Бахаулла «действовал согласно законам Ислама, которые на тот момент ещё не были заменены», и что Он следовал «обычаям Своей страны»:
...что касается браков Бахауллы, следует отметить, что все три были заключены прежде, чем Он явил Свою Книгу Законов, и даже прежде Своего возвещения в Багдаде, то есть в то время, когда законы брака бахаи ещё не были известны, и Откровение ещё не было раскрыто.
(25 мая 1938 г., одному Национальному Духовному Собранию)
У Бахауллы не было наложниц, только три законные жены. Поскольку Он женился на них до того, как «Агдас» (Его книга законов) была явлена, Он всего лишь действовал согласно законам Ислама, которые ещё не были заменены. Он поставил условием многожёнства справедливость; Абдул-Баха интерпретировал это утверждение в том смысле, что человек не может иметь более одной жены в один и тот же период своей жизни, так как невозможно быть справедливым по отношению к двум или более женщинам в браке.
(11 февраля 1944 г., одному из верующих)
...Бахаулла взял Себе первую и вторую жену, ещё находясь в Тегеране, а третью жену — во время пребывания в Багдаде. На тот момент Законы «Агдаса» ещё не были явлены, и Он следовал Законам предыдущего Законоцарствия и обычаям Своей страны.
(14 января 1953 г., одному из верующих)
Тремя жёнами Бахауллы были:
Навваб (Асийе-ханум): свадьба состоялась между 24 сентября и 22 октября 1835 г.; умерла в 1886 г.; семеро детей.
Махд-и-'Улья (Фа̄т̣име-ханум) родилась в 1828 г.; вышла замуж в 1849 г.; умерла в 1904 г.; шестеро детей. Она нарушила Завет после Вознесения Бахауллы, вместе со всеми своими детьми. См. «Бог проходит рядом». (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1987), глава 15.
Гаухар-ханум: вышла замуж в Багдаде; умерла в период Пастырства Абдул-Баха; один ребёнок. Она и её дочь обе нарушили Завет после Вознесения Бахауллы. См. «Бог проходит рядом», глава 15.
Что касается единобрачия, то в примечании 89 к Китаб-и-Агдас сказано:
Многожёнство — очень давний обычай в большинстве человеческих сообществ. Единобрачие лишь постепенно вводилось Богоявлениями. Так, Иисус не запретил многожёнство, но отменил развод, который допускается Им только в случае совершения прелюбодеяния; Мухаммад ограничил число жён четырьмя, поставив, однако, условием многожёнства соблюдение справедливости, и вновь разрешил развод; Бахаулла, проповедовавший Своё Учение в мусульманской среде, вводил закон единобрачия постепенно, руководствуясь мудростью и принципом последовательного раскрытия Своего замысла. Поскольку Он оставлял Своим последователям непогрешимого Толкователя Своих Писаний, Он мог на словах разрешить двоежёнство в Китаб-и-Агдас, предусмотрев при этом условие, которое в дальнейшем позволило Абдул-Баха разъяснить, что целью данного закона было введение единобрачия.
На странице 39 «Обзора и свода Китаб-и-Агдас» утверждается: «Многожёнство запрещено». Поясняющее примечание содержится на стр. 59 и гласит:
Текст Агдас утверждает единобрачие, но поскольку в нём также разрешается двоежёнство, Хранителя попросили дать пояснение, и в ответ его секретарь написал от его имени: «Касательно брака бахаи; в свете Скрижали Учителя, интерпретирующей положение Агдас касательно многожёнства, очевидно, что допустимо только единобрачие, поскольку, как заявил Абдул-Баха, двоежёнство возможно только при условии справедливости, а так как справедливость невозможна, значит, двоежёнство недопустимо, и следует практиковать только единобрачие». Дом Справедливости заверяет Вас, что будет молиться в Священных Гробницах о Вашем наставлении, дабы Вы смогли принять множество важных решений, с которыми Вы столкнётесь на этой стадии Вашей жизни.
Искренне Ваш, от имени Отдела Секретариата ...
Копии: Национальному Собранию Канады
Национальному Собранию Соединённых Штатов
Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)
Рекомендуйте интересующимся: