Меморандум, подготовленный Исследовательским отделом для Всемирного Дома Справедливости.
28 августа 1991 г.
Этот документ в PDF и |
Исследовательский отдел изучил вопросы, которые содержались в письме господина … от 26 июля 1991 года во Всемирный Дом Справедливости относительно духовного состояния душ родственников-небахаи. Господин … приводит следующий отрывок из Скрижали, явленной Бахауллой, и задает несколько вопросов о его смысле и применимости:
Уста величия изрекли благословенные слова сии в Земле Тайн [Адрианополе] — да возвеличится и восславится Его речение:
«Одна из отличительных черт сего величайшего Законоцарствия заключается в том, что родственники тех, кто признал и принял для себя истину Откровения сего, кто во славу имени Его, Державного Господа, испил изысканного запечатанного вина из чаши любви единого Бога истинного, после смерти своей, даже если поступали как неверующие, будут милостиво прощены Им и отведают от океана Его Сострадания.
Сего великодушия, впрочем, будут удостоены лишь те души, что не чинили вреда ни Ему, Кто есть Высшая Истина, ни возлюбленным Его.
Так было заповедано Тем, Кто есть Господь Престола вышнего и Повелитель мира сего и мира грядущего».
Г-н … поднимает следующие вопросы:
Становятся ли родители верующих в следующем мире бахаи?
Из Писаний Бахауллы ясно, что «родители» и «родственники» бахаи «в следующем мире» станут восприемниками божественных щедрот и благословений. Бахаулла в одной из Своих Скрижалей явил:
Ты упомянул о состоянии родителей в следующем мире. Один из особых даров сего Откровения заключается в том, что если кто примет Рассвет Дела, то, хотя его родители и не достигли признания Откровения, отблески Светила божественного благоволения будут ниспосланы им. Сие есть одна из Его щедрот, дарованная возлюбленным Его. Вознесите хвалу и будьте из благодарных.
Хотя Бахаулла ясно утверждает, что эти души «будут милостиво прощены Им», «отведают от океана Его Сострадания» и получат «отблески Светила божественного благоволения», однако Исследовательский отдел не нашел каких-либо указаний в Писаниях на то, что родители-небахаи после смерти автоматически становятся бахаи. В этой связи будет интересно обратить внимание на ответ, написанный от имени Хранителя одному верующему, который спросил Шоги Эффенди о (по всей видимости) той же Скрижали, упоминаемой г-ном ..., и который тревожился о духовном состоянии своего дяди, встречавшегося с Абдул-Баха, но не принявшего Веру. Секретарь Хранителя написал:
В отношении Скрижали Бахауллы, в которой Он говорит, что все родственники верующего достигнут Царствия в следующем мире — под этим подразумевается только частичное достижение. Они, однако, смогут бесконечно развиваться, потому что духовное развитие в другом мире безгранично и не является привилегией только тех, кто обрел знание и принял Дело еще в этом мире.
Более того, Шоги Эффенди по-видимому предполагает, что осознание Дела в следующем мире развивается и раскрывается. Например, в следующем отрывке из письма от 17 марта 1940 года, написанного от имени Хранителя одному верующему, у которого недавно умер отец, содержится следующее утверждение:
Хранитель … желает, чтобы я как можно скорее передал Вам его глубокие соболезнования в связи с этой тяжелой утратой, которую Вы понесли. Он будет специально и горячо молиться за душу скончавшегося, дабы в вышних духовных мирах она получила такое руководство, которое поможет ей полностью признать и принять Веру и тем самым обрести непреходящий покой и счастье. Пусть Возлюбленный благословит его дух и щедро вознаградит его за всю ту помощь и поддержку, которые он оказал Вам в том, чтобы … летняя школа стала таким притягательным и процветающим центром бахаи.
Что понимать под словом «родственник»
Исследовательский отдел не смог найти каких-либо конкретных утверждений в Писаниях относительно определения слова «родственник», используемого Бахауллой в Скрижали. В оригинале Скрижали на персидском слово «мунтасибин», переведенное как «родственник», буквально означает «родственный», «в кровном родстве».
Для сведения г-на … мы приводим следующий отрывок из письма от 23 февраля 1978 года, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости одному верующему, о воздействии, которое оказывает становление человеком бахаи на его или ее предков и потомков:
В отношении ваших вопросов о предках и потомках, нам было поручено сообщить, что, хотя имеются Скрижали Бахауллы, в которых говорится о том, что вера человека в Богоявление привлекает Божественную милость к душам умерших родителей, Дому Справедливости не известно о существовании Писаний Бахаи утверждающих, что семь поколений в прошлом и семь будущих поколений будут благословлены, когда человек становится бахаи. Также Вам возможно известно об утверждении Абдул-Баха, что «позволительно просить о совершенствовании, прощении, помиловании, милосердии и блаженстве для умершего человека… Потому дети … должны … молить о прощении и отпущении грехов для своих родителей.» (См. Абдул-Баха «Ответы на некоторые вопросы», гл. 62)
Необходимое духовное состояние верующего
Г-н … упоминает строки из Скрижали относительно верующих, кто «испил изысканного запечатанного вина из чаши любви единого Бога истинного». Он спрашивает, только ли те верующие, которые достигли духовного состояния, описанного в Скрижали, могут удостоиться благословения для своих «родственников», или такая щедрость доступна для всех бахаи? Исследовательский отдел не смог найти никаких конкретных текстов, которые бы давали основания полагать, что такая щедрость ограниченна. Шоги Эффенди в письмах, написанных от его имени, выделил определенные действия, которые верующие могут предпринять, чтобы поспособствовать развитию своих родственников в следующем мире. Например:
… мы можем быть уверенны, что истинный и преданный верующий сможет лучше просить за своих предков и помогать их развитию, чем если бы он не был духовно просвещён.
(Из письма от 12 декабря 1942 г. к одному верующему.)
Учитель говорил нам, что дары и благие дела, совершаемые в память об усопших, более всего помогают развитию их душ в царствии ином.
(Из письма от 10 декабря 1952 г. к одному верующему.)
Ваше пожертвование на Усыпальницу Баба принято с глубокой благодарностью… Ваши мать и отец получат значительную духовную помощь благодаря этому вкладу на Усыпальницу, который вы сделали в память о них. Родители прославляются деяниями своих детей; ваше служение и преданность Вере станут средством их духовного развития в царствии ином.
(Из письма от 24 августа 1952 г. к одному верующему.)
Состояния, ассоциируемые с божественной щедростью
Г-н … отмечает, что Бахаулла ставит получение божественной щедрости в зависимость от того, что человек не причинил «вреда ни Ему, Кто есть Высшая Истина, ни возлюбленным Его.» Он интересуется, «вред» в этом контексте означает только причинение физического вреда или здесь также имеются ввиду психологическое и экономическое воздействие. Исследовательский отдел на данный момент не смог обнаружить ничего в Писаниях, что истолковывало бы эти строки и проясняло бы данный вопрос. Однако, при обдумывании этого вопроса стоит обратить внимание на некоторые моменты:
Только Бог может судить о душе. Люди не способны доподлинно познать духовное состояние другого человека, также мы не осведомлены об усилиях, которые другие люди прилагают в своих духовных сражениях.
«Развитие души не заканчивается со смертью.» Шоги Эффенди в письме от его имени одному верующему 22 мая 1935 утверждает следующее:
Относительно Вашего вопроса, может ли душа обрести знание Истины в потустороннем мире: Такое знание, несомненно, возможно, и оно знак милости Всемогущего. Мы можем нашими молитвами помочь всякой душе постепенно достичь этого высокого положения, даже если она не смогла сделать этого в сем мире. Развитие души не заканчивается со смертью. Скорее, оно начинается в новом направлении. Бахаулла учит, что великолепные и широкие возможности ожидают душу в другом мире. Духовное развитие в той сфере бесконечно, и ни один человек, будучи в этом мире, не сможет представить его полную силу и степень.
Душа может не только признать Истину в следующем мире, но и наверстать «упущенные возможности». В нижеследующих отрывках из писем, написанных от имени Шоги Эффенди отдельным верующим, утверждается:
Ни один человек не сможет «обрести жизнь вечную» в полном смысле этого выражения кроме как через признание Богоявления, в наш век — это Бахаулла. Если он не сделает этого в сем мире, у него будет шанс развиваться в следующем.
(19 марта 1946 г.)
Он будет молиться, чтобы Возлюбленный поддержал и утешил Вас в Вашем сильном горе, и чтобы Он по Своей неизменной и всемилостивой любви благословил душу Вашего усопшего мужа и помог ей расти и развиваться духовно, и полностью признать Его Откровение. Ныне, когда завеса приподнята, и его душа освобождена от ограничений сего бренного мира, пусть он будет направлен к более правильному и глубокому пониманию этого Дела и наверстает упущенные им в этом мире возможности.
(22 августа 1939 г.)
Также смотрите:
- «Написание завещания» — рекомендации о том, как бахаи составлять завещание и распорядиться своим наследием.
- Baha'i Burial. Extracts from the Bahá'í Writings. A Compilation of Extracts from the Writings of Bahá’u’lláh, the Báb, and ‘Abdu’l-Bahá and the Letters of Shoghi Effendi and the Universal House of Justice. Prepared by the Research Department of the Universal House of Justice, February 2020.