Гетманчук А. Храм-Лотос / Студенческий меридиан, №10 — стр. 32-33 — октябрь 1991
В обжигающем, раскаленном добела воздухе Дели белоснежные лепестки лотоса звали под свою тень, обещали прохладу и покой. Огромный каменный цветок со всей стройностью, строгостью линий наполнял пространство какой-то первородной, простой и таинственной гармонией, идущей от самой природы.
«О люди-творцы! На вас возлагаю я обязанность строить в городах Всевышнего храмы, столь совершенные, какие возможны на земле. Возносите в этих храмах молитвы, и да пребудет в вас дух радости и великолепия». Эти слова иранского проповедника Мирзы Хусейна Али, основоположника религии бахаизм, вдохновили Фарибурза Сабха на создание прекрасного Храма-Лотоса. Образ лотоса выбран им не случайно — этот изысканно красивый цветок издавна считается в Индии символом чистоты.
Кроме оригинальной архитектуры, Храм-Лотос имеет еще одну необычную особенность: в нем нет ни одного изображения Бога, ни одной статуи или иконы, в нем не совершаются никакие религиозные ритуалы, не отправляются службы.
Человек приходит сюда, чтобы общаться с Богом, который живет в его сердце, — здесь он может почувствовать себя один на один с Создателем.
Возникший в середине XIX века как одно из направлений или секта ислама, бахаизм претендует сейчас на всеобщность. Он синтезирует в себе вероучения прошлого, и неважно, индус ты или христианин, мусульманин или сикх — он объединяет всех, кто верит в Бога, стремится к миру и единению с природой. Бахаисты считают, что Священные писания — Библия это или Талмуд, Коран или священные книги любой другой религии, — все они происходят из одного и того же божественного источника. А Христос, Аллах, Будда — лишь различные образы Высшего Создателя, являвшегося людям с единственной целью — духовного и общественного подъема человечества, продвижения вперед по пути цивилизации. Своего первого Учителя — Мирзу Хусейна Али бахаисты называют Баха-Улла, пророком Аллаха на земле, и считают явлением Бога в наше время, а его учение — открытием пути для духовного слияния разных народов в единую и гармоничную семью наций. «Земной шар — это просто одна страна, а человечество — ее граждане», — говорил Баха-Улла.
У каждого времени — своя религия. Возможно, зарождение нового вероучения — первый знак того, что должны уйти в прошлое религиозные войны и конфликты. Десятки веков люди убивали друг друга под знаменами веры. Сейчас, похоже, само время требует терпимости. Поэтому так быстро растет популярность религии объединяющей, просветляющей и миролюбивой. «Все мы — плоды одного дерева и листья одной ветви», — учил Баха-Улла.
Удивительна перекличка двух культур — русской и индийской таких разных и далеких друг от друга. Идея всеединства близка русской философии. Вспомнить хотя бы Владимира Соловьева, у которого идея всеединства была основополагающей. В понятии истины он объединял «все сущее» во всем его разнообразии и множественности, богатстве и конкретности. Во «многом» он почувствовал не разрозненные конкретности, а «единое, содержащее в себе все, или единство всего».
«Все находится во всем», — писал Соловьев, поэтому «истина — есть сущее всеединство». Мир есть единство, и каждое — есть все и ничто, пылинка и все вещи мира.
Надо сделать шаг.
Надо сделать его, чтобы уйти от горького чувства одиночества и беспомощности и осознать свою глубокую связь и единение с миром. Чтобы обернуться к природе и почувствовать себя ее творением. Чтобы нам повернуться лицом друг к другу и понять свое единство со всем и всеми.
Так закончатся войны... Сначала — «войны» в каждой семье. Потом придет к миру оскорбленный и угнетенный народ. Наше нынешнее предчувствие гражданской войны — самое страшное из предчувствий...
У нас есть надежда и есть дорога, которая ведет к Храму. Но «ключ» не только в вере. Потому что для тех, кто не признает авторитета веры, остается все же авторитет простой, ясной и общедоступной необходимости — жизни. Поэтому первый шаг по этой дороге — не в том, чтобы молить о мире. А в том, чтобы почувствовать этот мир в себе и самому принести его другим.
Вспомним опять же слова Соловьева: «Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединства во внешней действительности есть абсолютная красота».
Это воплощение всеединства в жизни, считал Владимир Соловьев, совершается именно сейчас, в наше время, «и притом совершается посредством нас самих». Возможно, это извечное стремление людей к единству и миру, к Богу и собственному совершенству и воплотилось в создании прекрасного Храма-Лотоса.
Анжелика Гетманчук,
студентка журфака МГУ
На сайте «Архивы — память общины» имеется страница, посвященная Дому Поклонения Бахаи в Индии.