3 марта 2017
Татьяна Прогацкая
Ниже цитируется часть статьи с подзаголовком «Не последние, а позднейшие».
Похожие трудности с расширением возникают у общины Бахаи. Бахаизм – религия молодая и миролюбивая. Зародилась в Персии в 19 веке, в исламской среде. Но к исламу себя не относит. Главная идея бахаев – объединение. Священников у бахаев нет, а молиться можно по писаниям других религий. Визитной карточкой бахаизма, как и других религий, являются храмы. Самый известный храм бахаи – шикарный храм Лотоса в Дели. Петербургские же бахаи пока ставят перед собой более скромные цели: выбраться из помещений жилого фонда.
Найти общину оказывается не так-то просто, хоть бахай Юлий Иоаннесян, представитель петербургской общины, и объяснил подробно, как можно к ним попасть. Нужный подъезд оказывается совсем непримечательным, а о находящихся внутри бахаи не сообщают ни вывески, ни объявления на дверях.
Сомнения развевает голос из домофона: "Алла-у-абха!", – хранитель общины Ольга Мехти открывает дверь и убегает на кухню готовить имбирный чай. У входа в одну из квартир встречает Юлий и сразу извиняется: "Вы на наш бардак не смотрите, мы просто переезжаем и вот – собираемся".
Первое и последнее приобретение собственности петербургские бахаи позволили себе в 1991 году: только что сформировавшаяся община при поддержке братских общин Канады и Германии купила квартиру в доме на Большой Морской, 53/18. Ремонт в своем центре бахаи не проводили уже около пяти лет: с того момента, как Российское Духовное собрание бахаи пообещало петербургским бахайям переезд в новое здание. С тех пор община живет на чемоданах – точнее, на многочисленных коробках с литературой о вере бахаи.
Книг у бахаи много не просто так: основной своей задачей "на данном этапе развития общины" они видят распространение учения. И со всеми новыми прихожанами охотно делятся религиозным знанием. Раньше в петербургском центре располагалось издательство, которое запасы книг и брошюр постоянно пополняло. Сейчас же издательство перебралось в Москву, но запасы изданной литературы остались.
Кроме Ольги и Юлия, рассказывать об общине пришли художница Ольга Алексеева и музыкант Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Шостаковича Кирилл Мирон. Вообще, как рассказали бахаи, у них в общине больше людей творческих, чем практичных. А предпринимателей нет и вовсе. Это, однако, с религиозными ценностями бахаев никак не связано: первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде благодаря деятельным приверженцам веры, которые были успешными купцами. "Просто Петербург – культурная столица, вот и наша петербургская община такая. Более академичная", – объясняет Юлий Иоаннесян, который сам – профессор восточного факультета СПбГУ.
Методы распространения учения, как рассказали члены общины, у бахаев в основном пассивные, и даже, по их же признанию, слишком. Основной канал распространения информации – друзья и друзья друзей. Тем не менее, таким сарафанно-радийным способом петербургская община смогла привлечь в свои ряды 150 прихожан.
Столько приверженцев веры квартира площадью 150 кв. м. на Большой Морской, разумеется, не вмещает. Недостаток места вынуждает бахайскую общину арендовать помещения для проведения больших мероприятий. Поэтому небольшая квартплата за небольшое помещение – 10 тыс. рублей в месяц – относительный плюс. Общинные праздники у бахаи проводятся раз в 19 дней.
Несмотря на это, как с гордостью сообщили члены общины, центр бахаи в Петербурге справляется с текущими расходами самостоятельно и даже добровольно отдает часть пожертвований Российскому духовному собранию, которое уже выделяет средства тем общинам, которые в этом нуждаются. Беспокоить Российское духовное собрание по мелочам не в духе петербургских бахаев. У центра в Петербурге есть цель – переезд в другое помещение в историческом центре города. И за помощью они обращаются только по этому вопросу.