Выдержки из исследования архитектора Яэль Хаммермана (Yael Hammerman)
Аннотация: Вдоль берега Хайфского залива располагаются участки религии Бахаи. Эти места связаны как функционально, так и эмоционально, а также географически, и все они представляют собой единую структуру, в которой сохраняется материальная и историческая память религии Бахаи. Культурные ценности общие для всех этих участков обладают оригинальным архитектурным языком, в котором различные стили переплетены в гармоничную ткань — одновременно эстетически яркую и наполненную смыслом, рассказывающую многое об общине бахаи, ее верованиях и практиках, а также ее развитии в период становления.
Святые места бахаи в Хайфе и Западной Галилее
Архитектурное исследование
Яэль Хаммерман
Лицензированный архитектор
Магистр городского и регионального планирования
— Выдержки —
Введение
Хайфский залив, очерченный горой Кармель на юге и Старым городом Аккой на севере, является одной из наиболее известных географических достопримечательностей восточного побережья Средиземного моря. Вдоль его берегов сосредоточенны места религии Бахаи, которые были номинированы для включения в Список объектов Всемирного наследия. [Внесены в список в 2008 г.] Участки связаны как функционально, так и эмоционально, а также географически, и все они представляют собой единую структуру, в которой сохраняется материальная и историческая память религии Бахаи.
Описание основных особенностей [садов и зданий] будет сопровождаться обсуждением культурных ценностей, которые являются общими для них. К ним относятся оригинальный архитектурный язык, который сплетает несколько различных стилей в гармоничную ткань, эстетически яркую и наполненную смыслом, и рассказывает многое об общине бахаи и ее верованиях и практиках, а также ее развитии в период становления.
Во второй части исследования внимание будет уделено некоторым конкретным ценностям бахаи, верованиям и культурным традициям, таким как паломничество и тому, как они отражены в архитектурных особенностях и физических свойствах построек, которые были описаны в первой части.
Сады бахаи
В архитектурном анализе этих объектов большое внимание уделено садам, которые вносят не меньший, чем постройки, вклад в формирование уникального характера места.
По существу, здесь сады выполняют несколько важных функций:
- Сады служат в качестве средства для изоляции зданий и некоторых представляющих особую значимость зон от шума и бурной активности окружения, свойственных городу. Подобный изолирующий эффект может быть достигнут архитектурным элементом, таким как высокая стена, но сады мягче и менее разделяют. Тихая атмосфера, сохраняемая во внутреннем пространстве, создает ощущение безмятежности, благоприятна для размышлений, молитв и духовных собраний, и в тоже время лишена каких-либо ощущений несвободы или ограниченности.
- Сады также создают подход к местам, которые считаются священными. Таким образом, они вносят вклад в духовный опыт, превращая простой путь в процесс, который позволяет паломником подготовиться ко входу в святое место. В большинстве случаев в садах посетитель может выбрать между различными маршрутами, и даже обойти вокруг священного места, не обязательно входя в него, — акт, который имеет свое собственное духовное значение.
- Наконец, сады соединяют различные здания, расположенные в них. Хотя постройки выполнены в различных стилях в соответствии со временем их строительства и функциями, которые они выполняют, сады имеют уникальные и четко различимые особенности, как для каждого сада, так и вкупе для всех садов.
Дизайн садов бахаи имеет общие характеристики: игра света и тени, использование водной стихии и повторяющихся геометрических форм, таких как круги и восьмиконечные звезды; симметричные конструкции уступают асимметричным элементам, из уважения к природе или истории; противопоставление насыщенных областей и площадей с облегченным пространством, которые местами постепенно сливаются друг с другом, что смягчает пограничные линии в пределах сада и по периметру территории, создавая переходную зону или буфер, который поддерживает гармонию между участком и его окрестностями.
Многие из этих общих элементов можно отнести к персидскому влиянию, которое заметно во всех садах.
- Происхождение персидских садов может быть датировано 4000 г. до н.э.; наличие воды стало играть все более важную роль. Эта тенденция прослеживается в дизайне сада, где большой акцент делается на фонтаны и пруды в садах.
- Солнечный свет и его влияние стали важным фактором структурного дизайна в персидских садах. Текстуры и формы специально выбирались архитекторами, чтобы задействовать свет.
- Тень также очень важна в саду. Без нее пространство стало бы непригодным для использования. Деревья и решетки используются для создания зон отдыха и уединения, которые особенно необходимы в летнюю жару в Персии. (Khonsari и др., 1998)
- Персидский стиль часто пытается объединить «внутреннее» пространство с «наружным». Это достигается через соединение окружающего сада с внутренним двором. (Newton, 1979)
Здания
Различают два вида зданий, (I) те, которые были приобретены бахаи и приспособлены в большей или меньшей степени к их нуждам, и (II) те, которые были спроектированы и построены самими бахаи.
Здания, приобретенные бахаи, в основном оттоманские и арабские постройки, и служат в первую очередь для того, чтобы сохранить историческую память о развитии религии и ее основателях, хотя и сами по себе представляют некоторую архитектурную ценность.
Оттоманская архитектура представляет собой синтез архитектурных традиций средиземноморья и Ближнего Востока.
Оттоманы достигли самого высокого уровня архитектуры [что когда-либо существовал] в своих землях .... Они освоили технику создания обширного внутреннего пространства ограниченного, казалось бы, невесомым и вместе с тем массивным куполом, и достигали полной гармонии между внутренним и внешним пространством, а также светом и тенью (Goodwin, 2003).
Здания, построенные бахаи, также различаются по двум основным периодам времени. Те, которые были построены еще в начале 20 века — здания персидского квартала в Хайфе и первый уровень Святилища Баба — строились в соответствии с местными восточными архитектурными традициями.
Здания, построенные после 1950 года, в том числе надстройка Святилища Баба, в основном выполнены в неоклассическом стиле, хотя и содержат восточные элементы. Этот стиль был выбран в связи с консенсусом, что он представляет собой форму «совершенной красоты», которая сохраняет свою ценность, несмотря на изменения архитектурной моды.
Многие архитектурные принципы повторяются в зданиях оттоманского периода, приобретенных на протяжении многих лет, в местных или восточных постройках, возведенных бахаи в начале XX века, и в неоклассических зданиях, которые были построены бахаи с 1950 года. Внутренние дворики, связывающие внешнее и внутреннее пространство, балконы и широкие окна, которые привносят свет и зелень в конструкции, помогают отключиться от непосредственного окружения, с одной стороны, и слиться с вселенским пространством, с другой стороны. Стремления к универсальности находит свое выражение в смешении классического и восточного стилей и использовании элементов, взятых из других культур.
Культурные ценности
Как отмечается в обзоре, архитектурные сооружения характеризуются не только высоко эстетическим и гармоничным сочетанием различных стилей. Они также наполнены смыслом и передают ценности бахаи, верования и культурные традиции, такие, как паломничество, а также рассказывают о развитии Веры в период ее становления.
Связь между архитектурой и культурными ценностями и убеждениями бахаи
В целом на объекты оказало влияние несколько принципов и традиций, лежащих в основе религии Бахаи.
К ним относятся:
Универсализм
Разнообразие культур воспринимается как источник гармонии в человеческих отношениях. Абдул-Баха описал это такими словами:
If in a garden the flowers and fragrant herbs, the blossoms and fruits, the leaves, branches and trees are of one kind, of one form, of one color and of one arrangement, there is no beauty or sweetness, but when there is variety, each will contribute to the beauty and charm of the others and will make an admirable garden, and will appear in the utmost loveliness, freshness and sweetness. Likewise, when difference and variety of thoughts, forms, opinions, characters and morals of the world of mankind come under the control of one Supreme Power and the influence of the Word of the One True God, they will appear and be displayed in the most perfect glory, beauty, exaltation and perfection. (‘Abdu’l-Bahá, Bahá’í World Faith, p. 295)
Такое отношение к разнообразию выражается в использовании архитектурных элементов и дизайна из разных культур при строительстве зданий и разбивки садов.
Эстетика и человеческий дух
Бахаи верят, что физическая красота и изысканность в окружении человека способствует развитию внутренних духовных качеств, как об этом сказано в следующих сточках:
Я хочу сказать, что во всех случаях жизни чистота и святость, незапятнанность и утонченность служат возвышению положения человека и совершенствованию его внутренней сущности. Даже физическая чистота способствует росту духовности, о чем ясно сказано в Священном Писании. Хотя чистота тела есть вещь физическая, тем не менее она оказывает мощное воздействие на жизнь духовную. Это можно сравнить со звучанием дивного голоса или мелодии: ведь звуки – это колебания воздуха, воздействующие на слуховые нервы человека, и эти колебания не более чем одно из физических явлений; но посмотрите, как трогают они сердца. Дивная мелодия окрыляет дух, заставляет душу трепетать от радости. Так и телесная чистота облагораживает душу человека. (Избранное из Писаний Абдул-Баха, п.129)
Такое мировоззрение находит свое выражение в стремлении к порядку и красоте, влияет и на обслуживание и проектирование, и сказывается на всех садах и сооружениях, будь то приобретенных или построенных бахаи, и независимо от их назначения.
Эгалитарность / простота / скромность
В общине бахаи не существует церковной иерархии, община управляется с помощью системы советов, состоящих из простых людей, избираемых общиной на определенные сроки. Равенство мужчин и женщин является одним из ключевых принципов, и между верующими не делается никаких различий на основании гностического знания или стажа в Вере. Эти уравнительные принципы выражаются в человеческом масштабе построек, в том числе даже самых важных святынь и административных зданий.
Любовь к свету и природной красоте
В дополнение к культурному фону, в котором возникла архитектура бахаи (Персия и Турция), длительное пребывание Баба в тюрьме, лишенного даже свечей для письма, и тюремное заключение Бахауллы внутри стен Старого Акко, усилили привязанность к природе и открытым пространствам.
Бахауллу ... очень привлекала красота природы. Вопреки своим мизерным средствам, верующие старались в Его дни, где только возможно, создать для Него простое, но красивое окружение. Они даже приносили с собой цветущие деревья и кустарники из таких далеких земель как Персия, и сажали их в саду Ризван за пределами Акки, который Бахаулла любил посещать после стольких лет заключения внутри городских стен. (Адиб Тахерзаде, The Covenant of Bahá’u’lláh, стр. 328)
Хаджи Мирза Хайдар-Али видел много раз Абдул-Баха, носящим на своих плечах тяжелые сосуды с водой для полива цветов и кустов в саду вокруг Усыпальницы. Учителю приходилось так тяжело, что пот струился по Его лицу. Тот же историк вспоминал, что несколько раз Его можно было видеть собирающим землю, помещающим ее в свой плащ и несущим груз на своих плечах к тому месту, где Он делал цветочные клумбы в маленьком саду, созданным Его собственными руками, чтобы украсить подходы к Святой Усыпальнице. (Там же, стр. 190)
Как уже описывалось ранее, подобные элементы являются характерными для всех строений и садов.
Принятие других и сочетание с окружением
Хотя сады являются уникальным и выдающимся явлением по отношению к своему окружению, значительные усилия были предприняты, чтобы интегрировать их в природную среду и воссоздать окружение, которое существовало до строительства. Множество внешних особенностей дизайна свидетельствуют об этом. Оливковая роща и древнее сикоморовое дерево, которые существовали до появления сада в Бахджи, оставлены на месте, хотя они не совпадают с линиями, в соответствии с которыми был разбит сад. В садах Хайфы осуществлен постепенный переход от ухоженного и симметричного центра до естественного леса горы Кармель. Эти принципы также выражаются в управлении объектами, и отразились на их физических свойствах. Так, тот факт, что наиболее важные места предназначены для бесплатного осмотра публикой, влияет на планирование входов, пешеходных маршрутов и объектов для посетителей. Аналогичным образом, понимание, терпение и гибкость, проявленные бахаи в ходе переговоров с местными властями и соседями оказывают влияние на планирование и мерах, принимаемых для защиты этих объектов.
Связь между архитектурой и паломничеством бахаи
Все объекты, включенные в номинацию, важны для паломничества бахаи, потому что паломники посещают их сегодня и / или потому, что они связаны с историей паломничества, каким оно было для предыдущих поколений. Хотя паломники извлекают определенные уроки о своей религиозной принадлежности и истории Веры в конкретных местах, эмоциональные аспекты паломничества в целом находятся под сильным влиянием общего языка дизайна, как это показано выше. Кроме того, существуют определенные элементы, которые непосредственно связаны с функцией объектов, в особенности гробниц, в качестве мест паломничества.
Линия Хайфа — Акка
Бахаи считают Баба и Бахауллу «двойным богоявлением» своей религии, а Хайфу и Акку — священными городами-близнецами, составляющими духовный и административный центр их веры. Сильная визуальная ось, соединяющая Святилище Баба и террасы садов с Аккой и Святилищем Бахауллы, таким образом, приобретает первостепенное значение.
Подходы к усыпальницам
Вопрос о подходах к гробницам, подробно освещенный в разделе о садах в Хайфе и в Бахджи, является весьма существенным для паломников бахаи, которые проехали полмира, чтобы раз в жизни получить возможность посетить наиболее священные места, куда они устремлялись в своих молитвах с самого детства. Для таких людей процесс приближения к святыне вызывает мысли и чувства, которые могут быть не менее глубокими, чем непосредственно во время ее посещения.
Обход вокруг
Аналогичным образом, использование круговых элементов в садах является весьма символичным, а также дает паломникам и другим верующим возможность проявить глубокие духовные переживания, описываемые в следующем отрывке:
Обход святого места является проявлением преданности и любви. Это выражение личного смирения и покорности, повиновения и трепета по отношению к Святым. Это также знак своей полной зависимости от них. Можно отметить, что подобное имеет место и в природе. Спутник вращается вокруг планеты и удерживается на орбите благодаря силе притяжения. Он происходит из нее, и само его существование зависит от планеты. (Адиб Тахерзаде, The Revelation of Bahà’u’lláh, том 4, стр. 108)
Естественно, что обход святынь по кругу на разном удалении имеет и другие значения и дает возможность рассмотреть все с разных сторон, отдохнуть и предаться созерцанию.
Разделение между участками и площадями
Интенсивность геометрических элементов и строгость планировки садов усиливается со степенью священности, предоставляя важные знаки для паломников и посетителей в отношении характера места, куда они входят.
Связь между архитектурой и историческим развитием Веры Бахаи
Религия Бахаи возникла внутри Ислама, и близость Бахауллы к культуре, из которой он был изгнан, хорошо заметна. С отделением религии Бахаи от Ислама и ее эволюции в самостоятельную мировую религию, она контактировала с другими культурами и ассимилировала архитектурные элементы Востока и Запада. Это можно проследить и во внешнем виде садов, и в облике зданий, где сильные исламские и персидские влияния заметны в более ранних постройках и сочетаются с элементами из других культур в более поздних зданиях и садах.
Например, персидские элементы являются доминирующими в саду Ризван, который был первым, из созданных бахаи. Сады Бахджи представляют собой смешанные сады, в основном персидские, но с неоклассическими элементами, такими как мраморные колонны и декоративные урны, местной флорой: оливковые, цитрусовые и гранатовые деревья, и экзотическими элементами, такими как сады кактусов и деревья бонсай... В террасированных садах в Хайфе, которые являются самыми новыми, разнообразие и влияние западных элементов еще сильнее, и можно увидеть неоклассические ступени и элементы английского сада, а также широкое использование местной флоры.
Аналогичным образом, первые здания, которые были приобретены бахаи в Акке, представляли собой типичные оттоманские постройки имеющие сильное сходство с персидской архитектурой. Первые здания, построенные бахаи в Хайфе (Святилище Баба и здания в Персидском квартале) адаптировали местную восточную архитектуру — выбор, который отражает практические соображения и степень отстраненности от персидских корней. На наконец выбор международного неоклассического стиля с включением различных элементов, в том числе некоторую верность восточным корням, отражает независимость религии и ее распространенность по всему миру.
Заключение
Как ансамбль, места бахаи в Израиле представляют собой цельное повествование о развитии религии в период ее становления. Одиннадцать участков, сгруппированные в семь сохраняющих комплексов, рассказывают посетителям об исторических событиях с самого начала становления религии Бахаи в качестве течения Ислама, последующем отделение от этих корней и открытии миру, и становлении в качестве независимой религии.
Внешний вид этих мест является воплощением ценностей, традиций и обычаев, которые лежат в основе религии, и они заключают в себе идеи и убеждения, которые важны и значимы для всего мира. Несмотря на различия в возрасте и стиле, эти места визуально выражают основные понятия философии бахаи, и через архитектуру, размещение участков в их окружении, и их историческое наследие, посетитель может раскрыть для себя основные ценности и принципы этой религии, а также ее культурные и исторические корни. Кроме того, эти объекты представляют собой физическую основу и контекст для традиционной практики паломничества, которая существовала с первых дней этой религии.
Библиография
Khonsari, Mehdi; Moghtader, M. Reza; Yavari, Minouch (1998), The Persian Garden: Echoes of Paradise, Mage Publishers
Wilber, D. Newton (1979), Persian gardens and garden pavilions, Washington
Goodwin, Godfrey (May 2003), A History of Ottoman Architecture, Thames & Hudson
О влиянии садов бахаи на экологическую ситуацию, вы можете прочитать отдельную статью.