Чарльз Мейсон Рими
1874-1974
Десница Дела Божьего (1951-1960) и впоследствии нарушитель Завета.
Чарльз Мейсон Рими родился 15 мая 1874 года в Берлингтоне, штат Айова, в семье Джорджа Кольера Рими и Мэри Джозефин (Мейсон) Рими. Он происходил из выдающейся семьи, что было очень важно для Рими. Его предки гугеноты прибыли в Вирджинию из Франции в 1654 году. Дед Рими, Чарльз Мейсон, был председателем Верховного суда Айовы; дядя Рими был губернатором Айовы, а затем сенатором Соединенных Штатов; отец Рими был контр-адмиралом во флоте США, и в его честь был назван военно-морской эсминец Второй мировой войны (U. S. S. Remey). Чарльз Мейсон Рими был старшим из шести детей. Первые годы своей жизни проведший в основном в Вашингтоне, округ Колумбия, Рими учился в Корнелльском университете в 1893-96 годах, но не получил степень в 1897 году, как планировалось (однако он получил почетную степень бакалавра пятьдесят лет спустя). Вместо этого Рими отправился в Париж, где он занимался изучением архитектуры в Сорбонне с 1896 по 1903 год.
Чтение учебника по сравнительному религиоведению, курс буддизма в Корнелле и космополитическая атмосфера Парижа расширили религиозные интересы Рими за пределы епископализма из его детства и сделали восприимчивым к другим религиям. Среди студентов-архитекторов, с которыми познакомился Рими, был Рэндольф Боллс, который со своей матерью проживал в большой квартире семьи Фиби Херст в Париже. Сестра Боллса, Мэй, сопровождала Фиби Херст в поездке в Акку осенью 1898 года и стала бахаи. В Париже Мэй Боллс подружилась с Рими и рассказала ему о Вере осенью 1899 года. Утром 31 декабря 1899 года Мэй Боллс рассказала Рими о Бахаулле и Абдул-Баха; он немедленно принял их, став третьим бахаи в Париже. Несколько месяцев спустя, в апреле 1900 года, Абдул-Карим-и-ихрани, персидский учитель бахаи, был проездом в Париже и углубил новых бахаи в их религии. Мирза Абул-Фазл был весной и в начале лета 1901 года. Большинство персидских учителей, направлявшихся в Соединенные Штаты, и бо́льшая часть американских бахаи, отправляющихся или возвращающихся из паломничества, проезжали через Париж, что предоставляло находящимся здесь бахаи широкие возможности узнать о Вере Бахаи очень подробно. Сам Рими отправился в паломничество в феврале 1901 года и встретился с Абдул-Баха. Также он совершал паломничество в 1907, 1908, 1909, 1914 и 1921 годах.
Осенью 1903 года Рими вернулся в Вашингтон, округ Колумбия, который служил его основным местом жительства до 1950-х годов. Он начал писать брошюры о Вере: Unity: The Revelation of Baha ‘Ullah («Единство: Откровение Бахауллы») (февраль 1905 года); The Revelation of Baha ‘Ullah («Откровение Бахауллы») (июнь 1906 г.); The Message of Unity («Послание единства») (октябрь 1908); The Bahai Movement – A Teaching of Peace («Движение бахаи — учение о мире») (май 1911 года); The Bahai Movement for Universal Religion, Brotherhood, and Peace («Движение бахаи за всеобщую религию, братство и мир») (март 1912 года); The Covenant («Завет») (ноябрь 1912 года); и Some Vital Bahai Principles («Жизненно важные принципы бахаи») (1917?). Рими также опубликовал две книги о своих путешествиях в 1909 и 1914 годах. Вводные брошюры Рими стали одними из первых и наиболее доступных для американских бахаи.
Рими также проявил себя как активный организатор бахаи. Когда Абдул-Баха в Скрижали, явленной в июне 1906 года, упомянул о возможности организации духовного собрания в Вашингтоне, Рими предложил эту идею вашингтонским бахаи. В результате этого 14 марта 1907 года был избран «Рабочий комитет» в составе девяти человек. Рими служил в этом органе и его преемнике — Духовном Собрании бахаи Вашингтона в течение многих лет. Когда американские бахаи собрались на своем первом национальном съезде в марте 1909 года, Рими был делегатом от Вашингтона; впоследствии он был избран в первый исполнительный комитет Храмового союза бахаи. Он служил в этом органе в течение 1909-10, 1911-12, 1918-20 и 1921-24. Во время своих поездок по Соединенным Штатам в течение 1906-11 годов Рими был активным распространителем выросшей организации бахаи на местном уровне. Он также был сотрудником Персидско-американской образовательной ассоциации — организации бахаи, которая оказывала помощь иранским бахаи в развитии школ и клиник. Его преданность и послушание Абдул-Баха побудили группу выдающихся американских бахаи назначить его и еще трех бахаи в «Комитет по расследованию» в 1918 году для расследования возможного нарушения Завета в Чикаго.
Рими был особенно известен как странствующий учитель. Полный список всех его поездок окажется длинным и сложным для составления. В 1907 году он посетил большую часть Западной Европы. В 1908 году он побывал в Англии, Германии, Палестине, Туркестане и Иране, последние два региона в компании Сиднея Спрэга. В Ашхабаде Рими посетил первый Дом Поклонения Бахаи; позже он опубликовал его подробное описание. В результате своего визита в Иран он смог призывать американских бахаи отправлять американских женщин-бахаи в эту страну для работы врачами, медсестрами и учителями. Он также впервые организовал переписку между американскими и иранскими женщинами-бахаи.
В ноябре 1909 года Чарльз Мейсон Рими и Говард Струвен начали первую поездку бахаи по обучению вокруг земного шара. Из Сан-Франциско они отправились на Гавайи, затем четыре города в Японии, Шанхай, Сингапур, три города в Бирме, как минимум восемь городов в Индии, затем Палестина; они вернулись в Соединенные Штаты в июне 1910 года. В 1914 году Рими и Джордж Латимер пересекли границы между воюющими сторонами, чтобы распространять Веру во Франции, Англии и Германии. Менее известные поездки по обучению состоялись в 1919, 1943 и 1944 по югу Америки; в 1945 по северо-востоку США; в 1945-46 по Латинской Америке; в 1946 по Среднему Западу; в 1947 по югу США, по Европе и Латинской Америке; в 1948 по Германии, Австрии, Италии и Англии; и в 1949 по Европе.
Хотя Абдул-Баха поощрял Рими взять в жены Джулиет Томпсон, бахаи из Нью-Йорка, и они были помолвлены, они так никогда и не поженились. 11 июля 1931 года, когда ему было 57 лет, Рими женился на богатой наследнице по имени Гертруда Хейм Клемм; союз закончился с самоубийством жены 5 августа 1932 года.
Поскольку он унаследовал часть семейного состояния, Рими никогда не нужно было зарабатывать на жизнь. Помимо преподавания в Университете Джорджа Вашингтона в течение года или двух после своего возвращения из Парижа, когда он еще жил со своими родителями, у Рими никогда не было постоянной работы. Он посвятил немало времени литературному труду, а также архитектуре бахаи. Он подготовил десяток проектов для Дома Поклонения Бахаи в Уилметте, штат Иллинойс, и представил несколько на финальный конкурс в 1920 году; но был выбран дизайн Луи Буржуа (на который повлияли идеи Рими). Рими спроектировал Дома Поклонения, возведенные в Кампале и Сиднее, и здание Международного архива в Хайфе. Он сделал много предложений для дизайна Святилища Баба. Он также спроектировал Дом Поклонения, который должен быть построен на горе Кармель.
Храмы бахаи в Африке и Австралии
Фотографии © Bahá’í International Community
Рими потратил большую часть своего личного состояния на два проекта: свой особняк в Вашингтоне, который он сам спроектировал, и «Римиум», огромный семейный мавзолей, который он построил на пяти акрах земли епископальной церкви в Погик, штат Вирджиния, недалеко от Вашингтона. Мавзолей представлял собой большое каменное сооружение с мраморными склепами и колоннами, которые включали в себя огороженные внутренние дворы, часовни, а также обширные газоны и сады. В нем находились мраморные статуи в натуральную величину умерших членов семьи, мраморные рельефы, изображающие важные события в американской истории, в которых участвовали члены семьи, и мемориальные таблички в память о важных событиях в истории семьи. Рими перенес тела умерших членов семьи в Римиум. Начатый в 1939 году Римиум обошелся в сумму более миллиона долларов. После неоднократных случаев вандализма Римиум был снесен в 1973 году по распоряжению епископальной церкви.
Римиум — показательный пример едва не маниакальной заботы о вечной памяти и своем будущем месте в истории, которую Рими с возрастом все сильнее проявлял. С 1930-х годов Рими начал публиковать ограниченные тиражи мемуаров своего отца, матери и деда. Обратившись к своей собственной жизни, перед смертью в 1974 году Рими опубликовал более ста томов мемуаров, переписки, описаний бахаи и общин бахаи, своих дневников и своих личных архитектурных проектов. По мере того, как рос его страх перед глобальным катаклизмом — в конце 1940-х годов он в частном порядке выразил свое убеждение в том, что ядерная война охватит человечество, а в 1960-х он публично заявил, что ось Земли наклонится, сместив мировой океан и вызвав глобальные наводнения, — он начал передавать экземпляры своих мемуаров в библиотеки университетов и исторических обществ, чтобы гарантировать сохранение хотя бы одного собрания своих трудов.
24 декабря 1951 года Шоги Эффенди назначил Рими членом первого контингента Десниц Дела Божьего. Он также учредил Международный совет бахаи и назначил Рими его первым президентом. Назначение потребовало переезда Рими в Хайфу. Он продолжал совершать поездки по делам Веры; в 1953 году он выступал на Второй международной конференции по обучению в Чикаго и Четвертой международной конференции по обучению в Нью-Дели. Он также посвятил много времени архитектурным проектам бахаи.
4 ноября 1957 года Шоги Эффенди скончался в Лондоне, заболев азиатским гриппом. Рими был среди Десниц Дела, которые опечатали квартиру Шоги Эффенди, а затем провели тщательный поиск завещания, которое не было обнаружено. С ноября 1957 года до избрания Всемирного Дома Справедливости в апреле 1963 года двадцать семь Десниц Дела Божьего, назначенные Шоги Эффенди, управляли делами Веры Бахаи. Они провели серию из шести ежегодных конклавов Десниц. Они назначили совет из девяти Десниц, которые проживали в Хайфе и постоянно собирались, чтобы направлять Веру Бахаи. Рими был членом этого совета.
Притязания Рими на то, чтобы стать вторым Хранителем Веры Бахаи, постепенно зрели в его голове. Он сам признает, что имел смутные мысли об этом еще во время первого конклава Десниц в ноябре 1957 года. По словам Рими, в ноябре 1958 года он выступил на втором конклаве Десниц, предупреждая их, что они нарушают Волю и Завещание Абдул-Баха, не допуская продолжения Хранительства. На третьем конклаве, в ноябре 1959 года, Десницы приняли решение заменить Международный совет бахаи, назначенный Хранителем в 1951 году, избираемым органом, предшественником Всемирного Дома Справедливости, который, они решили, будет избран в 1963 г. Рими отказался подписать совместное заявление Десниц и вскоре отбыл из Хайфы в Вашингтон. В апреле 1960 года он объявил себя вторым Хранителем Веры Бахаи, основываясь главным образом на том факте, что Шоги Эффенди назначил его президентом Международного совета бахаи — предшественника Всемирного Дома Справедливости — и, что Хранитель является главой Всемирного Дома Справедливости. Десницы Дела Божьего незамедлительно объявили его нарушителем Завета.
Рими получил от мира бахаи относительно небольшую поддержку своего заявления. Только одно Национальное Духовное Собрание — французское — частично приняло его требование. Возраст Рими и ухудшающееся здоровье мешали ему организовать своих последователей. Он поручил своим последователям в Соединенных Штатах и Пакистане избрать Национальные Духовные Собрания, что они и сделали в 1963 году, но он распустил их в 1966 году. Американская группа проиграла судебный иск против Национального Духовного Собрания бахаи Соединенных Штатов, по которому они пытались получить контроль над всей собственностью бахаи в Соединенных Штатах; часть судебного постановления запрещала им нарушать товарные знаки бахаи, называя себя бахаи в печати. Послания Рими были сосредоточены на грядущем планетарном потопе и все сильнее противоречили толкованиям учения бахаи, сделанным Шоги Эффенди.
В 1961 году Рими отправил Джоэлю Марангелле, одному из своих последователей, запечатанный конверт, который должен был быть открыт, когда Марангелла почувствует, что пришло время. В том письме он назначал Марангеллу третьим Хранителем. В 1964 году Рими назначил Марангеллу президентом «Второго Международного совета бахаи», что является весьма символическим актом, учитывая, что собственные претензии Рими на Хранительство основывались на факте его президентства в первом совете. (Позже Рими распустил совет.) Марангелла впоследствии вскрыл конверт и узнал о своем назначении. Тем не менее, Рими, похоже, забыл об этом назначении и в 1967 году назначил Дональда Харви своим преемником. В 1968 году он также назначил первую пятерку из предполагаемых двадцати четырех старцев (старейшин), Харви стал «первым старцем». Позже Рими распустил этот орган старейшин. В 1969 году Марангелла публично заявил о своей претензии на попечительство, утверждая, что действия Рими после 1964 года были иррациональными из-за старческого слабоумия. Многие из последователей Рими обратились к Марангелле. Впоследствии сторонники Рими раскололись на полудюжину групп. Рими умер 4 февраля 1974 года, за несколько месяцев до своего сотого дня рождения, и был похоронен без религиозных обрядов во Флоренции, Италия.
Remey, Charles Mason Роберт Стокман, 1995
Шоги Эффенди говорил, что размышления о последствиях, навлекаемых на себя теми, кто пытается подорвать единство Дела, помогают верующим глубже оценить ограждающую силу Завета Бахауллы.
Также смотрите: Мейсон Рими и его последователи — меморандум о последней по времени группе нарушителей Завета. 29 ноября 2001 г.