Бахаулла
(1817-1892)
Лицо, на которое я взглянул, никогда не забуду, хотя и не смогу описать его. Взгляд этих проницательных глаз, казалось, проникал в самую душу; власть и авторитетность отражались на широком челе; глубокие морщины, избороздившие лоб и лицо, выдавали возраст, противоречащий черным как смоль волосам и бороде, которая с невыразимой роскошью спускалась почти до пояса. Не было нужды спрашивать, в чьем присутствии я находился, когда преклонился перед Тем, Кто есть предмет обожания и любви, которым могут позавидовать цари и о которых тщетно вздыхают императоры!
Так описал в 1890 году Бахауллу известный востоковед из Кембриджского университета Эдвард Гренвилл Браун. В то время Бахаулла был узником и изгнанником на протяжении почти 40 лет, и Учение Его окутывал мрак безвестности. Сегодня миллионы последователей во всем мире признают в Нем Богоявление — Божественного Учителя для наших дней.
Согласно Вере Бахаи, Богоявления, включая Моисея, Авраама, Христа, Мухаммада, Кришну, Будду и др., появлялись с определённой периодичностью на протяжении всей истории человечества, чтобы основать великие религиозные системы мира. Все они были посланы любящим Создателем для того, чтобы помочь нам постичь Его и поклоняться Ему, и чтобы продвигать человеческую цивилизацию на всё более высокие уровни развития.
Статус этих Богоявлений поистине уникален среди всего творения. Их природа двояка: они человеческие существа, и в то же время существа Божественные. Однако их не следует отождествлять с Самим Богом, Создателем, который непознаваем. О сущности Бога Бахаулла писал:
«Воистину, Он извечно был един в Своей Сути, един в Своих качествах, един в Своих деяниях. Любое и всякое сопоставление допустимо лишь по отношению к Его творениям, и все понятия о сотовариществе приложимы только к тем, что служат Ему. Неизмеримо возвышена Сущность Его над описаниями, исходящими от Его созданий. Он один восседает на Престоле неземного величия, верховной и недосягаемой славы. Сколь бы высоко ни взмывали птицы сердец человеческих, они вовек не смеют и чаять о том, дабы достигнуть высот Его непостижимой Сущности. Он есть Тот, Кто вызвал к жизни все творение, Кто предначертал возникнуть всему сущему по Его велению.»[ii]
Описывая взаимосвязь между Богоявлениями и Их Создателем, Бахаулла использовал аналогию с зеркалом: Господь подобен Солнцу, а Его Явления суть зеркала, что отражают божественный свет — но они никоим образом не тождественны самому Солнцу. «Сии пречистые Зерцала, сии Рассветы предвечной славы являют собой, все и каждый, земное Выражение Того, Кто есть главное Светило вселенной, ее Суть и конечное Предназначение. От Него исходит их знание и власть, от Него проистекает их владычество. Красота их лика не более чем отражение Его образа, а их откровение — лишь знак Его бессмертной славы.»[iii]
«Для Меня самое возлюбленное из всего сотворенного — Справедливость»[iv] — писал Он. Часто цитируют также другое Его высказывание: «Земля — единая страна, и человечество — ее граждане»[v]. Он утверждал также, что: «Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство»[vi]. Таково лекарство, прописанное Богом, Всевышним и Всезнающим Целителем, для нашего страждущего мира.
В то время как в современном мире подобные утверждения стали частью общественного сознания, мы можем только представлять, как сильно могли они поразить кого-то в XIX веке, — как, например, произошло с Э.Г.Брауном, которому Бахаулла адресовал следующие замечательные слова:
«Ты пришел повидать узника и изгнанника… Мы желаем лишь блага для мира и счастья для народов; однако они почитают Нас зачинщиком раздора и мятежа, заслуживающим цепей и изгнания… Какое зло в том, чтобы все народы пришли к единой вере и все люди стали бы братьями; чтобы укрепились узы любви и единства между сынами человеческими; чтобы исчезли религиозные различия и был положен конец межрасовой розни?.. И все же так и будет — сии бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое, и наступит Величайший Мир…»[vii]
Краткая справка о Бахаулле
Имя: Мирза Хусейн Али
Бахаулла переводится как «Слава Божия».
Основатель Веры Бахаи.
Годы жизни: 1817–1892.
Родился: 12 ноября 1817 г., Тегеран, Иран
Умер: 29 мая 1892 г., Акка, Израиль
Среди Писаний: Китаб-и-Агдас, Сокровенные Слова, Китаб-и-Иган
Бахаулла родился в знатной семье, и в Персии девятнадцатого века это означало, что Ему была уготована жизнь в роскоши и комфорте. Однако с самого раннего возраста Он почти не проявлял интереса к делам отца при шахском дворе, предпочитая тратить своё время и силы на помощь бедным. Позже признание Им религии Баба, которая возникла в Персии в 1844 г. и которой было суждено исполнить пророчества ислама, привело к тому, что Он был брошен в тюрьму и впоследствии отправлен в ссылку.
В Своих Писаниях Баб говорил о приближающемся пришествии Обетованного, предсказанного всеми мировыми религиями. И эти пророчества исполнились с приходом Бахауллы. «Сие есть Царь Дней, — так говорил Бахаулла о том времени, когда явилось Его Откровение,— День, узревший приход Наивозлюбленнейшего, Того, Кто извечно был Желанием Мира».[viii] «Я есть Тот,— утверждает Он в другом отрывке,— Кого превозносили уста Исайи, Тот, Чье имя украшает и Тору, и Евангелие».[ix] О Себе Он писал: «Нет ничего в Моем храме, кроме Храма Божиего, и ничего в Моей красоте, кроме Его Красоты, и ничего в Моем бытии, кроме Его Бытия, и ничего в Моем существе, кроме Его Существа, и ничего в движении Моем, кроме Его Движения, и ничего в соизволении Моем, кроме Его Соизволения, и ничего в пере Моем, кроме Его Пера, Могучего, Преславного. Нет в душе Моей ничего, кроме Истины, и нет во Мне ничего, кроме Бога».[x]
Бахаулла впервые получил божественное откровение во время Своего первого тюремного заключения. Именно в таких обстоятельствах, когда угроза неминуемой смерти ежедневно висела над Бахауллой, Он получил первый знак о Своей миссии. Об этом Он написал:
«В те дни, что Я провел в заточении в Тегеране, Мне было не до сна в смрадной темнице, где Я изнывал под тяжестью цепей, но когда случалось задремать, то словно бы истекало нечто из темени по груди, подобно могучему потоку, несущемуся с горной вершины. Все тело Мое тогда было охвачено пламенем, а с языка срывались речи, не предназначенные для слуха смертного».[xi]
На протяжении долгих лет ссылки, что выпали на Его долю, Бахаулла записал множество текстов божественного откровения. Сюда вошли мистические писания, социальные и этические учения, законы и предписания, а также бесстрашная проповедь Своего послания царям и правителям мира, включая Наполеона III, Королеву Викторию, Папу Пия IX, персидского Шаха, Кайзера Германии Вильгельма I, австрийского Императора Франца Иосифа, Александра II и других.
Концепция человеческой природы как она описана в Писаниях Бахауллы — это концепция достоинства и врожденного благородства. В одном месте Он говорит от имени Бога, «О Сын Духа! Благородным сотворил Я тебя, а ты унизил себя. Поднимись же к тому, для чего ты был сотворен.»[xii] В другом месте Он призывает: «Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу.»[xiii] Каждый человек, утверждал Бахаулла, способен познать Господа; всё, что для этого нужно, это лишь определенная степень отрешения:
«Когда русло души человеческой очистится ото всех мирских и обременительных привязанностей, она безошибочно ощутит дыхание Возлюбленного, веющее из необозримой дали, и, ведомая его ароматами, достигнет Града Убеждённости и войдет в него…
Град сей есть не что иное, как Слово Божие, возвещаемое в каждый век и в каждую эпоху Откровения…
Всякое водительство, благословение, ученость, понимание, вера и убежденность, дарованные всему сущему на небесах и на земле, скрываются и хранятся за стенами сих Градов.»[xiv]
Сын Бахауллы, Абдул-Баха, который был назначен Им Самим Своим Преемником, описывал миссию Своего Отца следующими словами:
«Бахаулла стойко переносил тяжелые испытания, терпел унижения и трудности во имя того, чтобы явление бескорыстного служения Господу могло открыться миру человеческому; чтобы Великий Нерушимый Мир мог стать реальностью; чтобы души людские обрели качества, присущие ангелам небесным; чтобы божественные чудесные замыслы могли претвориться в людях; чтобы вера человека стала глубже и прекраснее; чтобы человеческий разум — бесценное сокровище божественного дара — мог обрести истинное величие в храме человеческого тела; и чтобы человек мог стать совершенным и подобным самому Господу, ибо именно так и сказано в Библии: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Бытие, 1:26)
Иными словами, Бахаулла претерпел все эти тяжелые испытания и бедствия во имя того, чтобы в наших сердцах мог возгореться и воссиять божественный свет, дабы души наши возвеличились, и пороки людские превратились в добродетели, и тьма нашего невежества озарилась светом знания; во имя того, чтобы могли мы вкусить истинных плодов, назначенных роду человеческому и снискать небесных милостей; во имя того, чтобы подобно странникам — пилигримам мы странствовали по дорогам Царствия Небесного, и несмотря на то, что нужда и бедность сопутствует нам в земной жизни, смогли мы обрести бесценный дар жизни вечной. Ради всего этого выдержал Он все трудности и невзгоды».[xv]
Бахаулла покинул этот мир в 1892 г., будучи формально всё еще палестинским узником. Сто лет спустя, в 1992 г., Международное Сообщество Бахаи отмечало столетие Его Вознесения. Тогда в мае несколько тысяч делегатов-бахаи из более чем 200 стран и территорий собрались у Его усыпальницы на Святой Земле почтить Его память. А затем, в ноябре того же года, в Нью-Йорке, около 27 000 последователей собрались на конгресс, чтобы в атмосфере поклонения и радости отметить вступление в силу Завета Бахауллы, сохранившего единство Его Веры от момента ее возникновения до наших дней. В этом же, особом для бахаи году, увидела свет брошюра «Бахаулла» — краткий очерк жизни и трудов Бахауллы.
Мы приглашаем вас побольше узнать о жизни и миссии Бахауллы; изучить явленные Им молитвы и священные тексты; и исследовать Его поразительное обещание, что Он и есть «Обетованный всех времен» и что наступит такое будущее, когда «сии бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое, и наступит Величайший Мир.»
О Провозвестнике Бахауллы — Бабе рекомендуем специальную страницу.
С избранными Писаниями Бахауллы вы можете ознакомиться на отдельной странице «Архивы — память общины».
Примечания
[i] Цит. по: Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2008. – 296 с. Стр.44.
[ii] Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCIV.3
[iii] Бахаулла, Крупицы из Писаний, XIX.3.
[iv] Бахаулла, Сокровенные Слова, арабск. 2.
[v] Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXVII
[vi] Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI.2.
[vii] Цит. по: Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. Стр.44.
[viii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 18.
[ix] Там же, стр. 16.
[x] Там же, Стр. 22–23.
[xi] Цит. по: Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 337 с. Стр. 47.
[xii] Бахаулла, Сокровенные Слова, арабск. 22
[xiii] Бахаулла, Крупицы из Писаний, СХХII
[xiv] Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213 c. п. 217, 219.
[xv] Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира
Фотографии на этой странице © Bahá’í International Community