1 октября 2008 г.
Сан-Диего, Соединенные Штаты – кажется неосуществимым, научно доказать, что молитва о больном действительно помогает, говорит д-р Таиид Куддуси (Taeed Quddusi), один из выступающих на 32-й ежегодной конференции Североамериканской Ассоциации по изучению Веры Бахаи.
По его словам проблемы начинаются уже на стадии планирования эксперимента, учитывая, что мы не уверены в желаемом результате молитв.
"Заключается ли смысл молитвы в том, чтобы продлить жизнь?" – ставит он такой вопрос в своем интервью после конференции. И дает ответ, основанный на его понимании учения Бахаи: "Смысл нашего существования на этой планете не просто увеличение продолжительности жизни. Смысл нашего существования заключается в том, чтобы познавать Бога, чтобы поклоняться Богу, чтобы служить Богу".
А как насчет случаев, в которых продление жизни означало бы, обречение человека на дополнительные страдания, спрашивает он. В такой ситуации, каков желаемый результат молитв? И если мы не уверены, в том, какой эффект мы стремимся получить, когда мы молимся, как может ученый оценить действенность молитвы?
«Мы в действительности не знаем, что мы измеряем», – утверждает д-р Куддуси. "Действия молитвы об исцелении и восстановлении: обзор литературы" – так называлось его выступление на одном из секционных заседаний четырехдневной конференции Ассоциации по изучению Веры Бахаи, которая завершилась 1 сентября в Сан-Диего. (См. статью.)
Д-р Куддуси, заканчивающий третий год ординатуры хирургом в отоларингологии Университета Манитобы в Канаде, говорит о том, что его обзор литературы показал, что исследования эффективности молитвы дают неоднозначные результаты. Но "мета-анализ", - когда результаты сводятся воедино – не позволяет говорить об измеряемом эффекте, утверждает он.
Означает ли это, что молитва не действует? Нет, говорит он, потому что, в дополнение к проблеме определения того, что измерять, существует еще много факторов, осложняющих дело - факторы, которые сами по себе не всегда поддаются научному анализу. Например:
- Рассматривать ли степень рвения, с которой произносится молитва? Если «да», как ее измерять?
- Имеет ли значение количество людей, молящихся за больного?
- Влияют ли заслуги "получателя" молитвы? И какую роль здесь играет Божественное прощение?
- Принимать ли во внимание серьезность заболевания?
- Влияет ли на результат исповедуемая человеком религия, или отсутствие веры?
- Есть ли возможность создать контрольную группу, учитывая, что люди всегда молятся за других людей, и благодать Божия постоянна и безгранична?