1 июня 2017, Кембридж, штат Массачусетс — в то время как община бахаи готовится отпраздновать 200-летие со дня рождения Бахауллы, Гарвардская школа богословия также отмечает свое двухсотлетие.
Наложение этих примечательных юбилеев имеет гораздо больше общего, нежели простое совпадение дат. В конце 19-го и в первой половине 20-го столетий ряд видных американских философов, художников и писателей, связанных как с Верой Бахаи, так и с Гарвардским университетом, были вовлечены в динамичный процесс зарождающегося дискурса на тему единства.
Данный вопрос стал предметом недавней презентации, осветившей выражение принципа единства бахаи в развитии американской общины бахаи. Презентация состоялась в Гарвардском центре изучения мировых религий и называлась «Религия единства и единство религии». Презентация была проведена Сашей Дехгани, приглашённым научным сотрудником Гарварда, занимающимся изучением Веры Бахаи как независимой мировой религии.
«Когда я впервые посетил Гарвард», — говорит д-р Дехгани, — «профессор Фрэнсис Клуни, директор Центра изучения мировых религий сказал: Сегодня мы нуждаемся в религии, созидающей единство и разрушающей стены».
Обращаясь к тому, как концепция сплоченности и единства человеческого рода основала фундамент для стремлений и усилий бахаи в первые годы существования американской общины, Дехгани выделил основные этапы и остановился подробнее на некоторых значительных мыслителях того времени.
Самое раннее публичное упоминание о Вере Бахаи в Соединенных Штатах произошло на Парламенте мировых религий в Чикаго в 1893 году, где концепция единства религий была рассмотрена наряду с другими наиболее примечательными темами.
Оживляющий дух международного парламента того года вдохновил Сару Фармер, одну из ранних религиозных новаторов Америки и владелицу пансионата «Грин Эйкр» расположенного в штате Мэн, предложить проведение конференций по прогрессивным предметам в области науки, искусства и религии. Эти встречи привлекли выдающихся писателей, педагогов, философов, художников и активистов и открыли пространство для обмена идеями и прогрессивных размышлений.
В своей книге Restless Souls: The Making of American Spirituality («Неутомимые души: созидание американской духовности») историк Ли Эрик Шмидт так комментирует влияние встреч в «Грин Эйкр» на общественный дискурс в начале двадцатого века: «Международный парламент продлился семнадцать дней, в то время встречи в “Грин Эйкр” процветали более двух десятилетий».
В конце концов, деятельность Сары Фармер привела ее к Вере Бахаи, и она на рубеже столетия отправилась в Акку, чтобы встретиться с Абдул-Баха, который позже посетил «Грин Эйкр» во время своего путешествия в Америку в 1912 году. Многие из бесед Абдул-Баха в Соединенных Штатах в течение того года были сосредоточены на вопросе единства религий и единства рас, особенно на единении между бело- и чернокожими американцами.
В начале двадцатого века изрядное количество религиозных мыслителей Америки были в контакте с Фармер или посетили «Грин Эйкр» и участвовали в динамичном обмене идеями, имевшим там место. Среди них были ученые из Гарварда Уильям Джеймс и Уильям Эдвард Бургхардт Дюбуа, два самых известных и влиятельных американских писателя и философа того времени. В свою очередь Уильям Джеймс пригласил Али Кули Хана, иранского дипломата и видного члена общины бахаи, выступить с докладами о Вере Бахаи в Гарвардском университете.
Дюбуа, ученик Джеймса, стал первым афроамериканцем, получившим докторскую степень в Гарварде и окончившим его в 1895 году. Его работа в качестве основателя Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) свела его с Абдул-Баха, который потом произнес речь на ее четвертой конференции в 1912 году. Дюбуа, как позже отметит Гай Маунт в своих исследованиях, опубликовал речь Абдул-Баха в официальном журнале NAACP вместе с его фотографией.
Современник и близкий коллега Дюбуа, Ален Локк также был одним из самых выдающихся мыслителей того времени. Локк был первым афроамериканским стипендиатом Родса, и его часто вспоминают как «декана» Гарлемского ренессанса. В биографии Локка Кристофер Бак предположил, что возможно Дюбуа и был тем, кто рассказал Локку о Вере Бахаи. Локк получил докторскую степень в Гарварде в 1918 году и в том же году принял Веру Бахаи. Значительный вклад Дюбуа и Локка в философию широко признан: преподобный Мартин Лютер Кинг сравнивал их влияние с влиянием Платона и Аристотеля.
В ранней американской общине бахаи также состояли Альберт Вейл и Стэнвуд Кобб, выпускники Гарвардской школы богословия и бывших ранее священнослужителями унитарной церкви. Вейл опубликовал впечатляющую статью о Вере Бахаи в Гарвардском богословском обзоре в 1914 году, в которой подчеркнул принцип единства Веры.
В своей лекции Дехгани также отметил, что помимо Гарвардского университета и «Грин Эйкр», представлявших собой важные места встреч для выдающихся писателей и философов того времени, влияние зарождающегося дискурса на тему единства затронуло и других видных мыслителей в северо-восточной части Соединенных Штатов.
Ливано-американский художник, поэт и писатель Джебран Халиль жил в Бостоне в начале двадцатого века. Наиболее известный своей работой «Пророк», в своих трудах он исследовал вопросы единства человечества и религии. С Абдул-Баха Джебрана познакомила его коллега, художница и бахаи Джулиет Томпсон, а весной 1912 года Джебран имел возможность набросать портрет Абдул-Баха и посетить несколько бесед с Его участием.
Стремление к единству внутри американской общины бахаи выразилось в создании мест поклонения, открытых для всех. В 1912 году Абдул-Баха заложил краеугольный камень первого Дома Поклонения Бахаи в Западном полушарии, который был открыт в Чикаго в 1953 году, и сегодня является мощным символом единства всех людей и религий.
Дехгани отметил, что волей судеб, этот двухсотлетний период подарил возможность взглянуть по-новому и подвергнуть переоценке столь важный вопрос как единство человеческой расы. Размышляя о важности настоящего времени, Дехгани также отметил, что наступило время рассмотреть место Веры Бахаи среди мировых религий и учесть влияние принципа единства человечества, изложенного Бахаулой, в данный исторический момент.