12 июля 2017
НЬЮ-ДЕЛИ — Шив Висванатан посетил индийский штат Гуджарат в 2002 году. Тогда там прокатилась волна общественных беспорядков и насилия, в результате которых, погибло более тысячи человек.
Эта трагедия явилась наглядным напоминанием того, что разнообразие, которое следует рассматривать как мощный общественный ресурс, слишком часто является источником конфликтов. К тому же, по словам доктора Висванатана, известного общественного интеллектуала и социолога Индии, мы не можем просто воззвать к человеческой рациональности, чтобы преодолеть трения, которые порождают насилие. Нам нужна более широкая концепция знания, которая опирается не только на научные исследования и теории, но и на системы знаний, которые затрагивают духовные и мистические аспекты жизни.
«Ирония заключается в том», — говорит д-р Висванатан, размышляя над трагическим эпизодом в Гуджарате — «что люди считали религию причиной тех несчастий, в то время как я обнаружил, что религия научила людей силе исцеления».
Доктор Висванатан был основным докладчиком на симпозиуме «Сокровищница разнообразия — роль религии в построении инклюзивного общества», организованном общиной бахаи Индии 29 июня. На мероприятии, проведенном на территории Дома Поклонения Бахаи в Нью-Дели, собрались ведущие индийские ученые и представители НПО чтобы обсудить взаимосвязь между религией и разнообразием и изучить новые способы концептуализации обоих.
Во всем мире узы, связывающие разные группы, часто оказываются слишком поверхностными, чтобы противостоять дестабилизирующим силам, с которыми они сталкиваются на сегодняшний день — усиливающаяся несправедливость, растущий разрыв между богатыми и бедными, рост религиозного фундаментализма и межконфессиональных столкновений, миграция из сельских районов в города, экологический кризис, и это лишь некоторые из них. Разнообразие, которое является бесценным ресурсом для укрепления общества, эксплуатируется для столкновения различных групп друг с другом и продвижения политических и экономических программ.
В 1994 году д-р Висванатан посетил Южную Африку в должности наблюдателя Комиссии по установлению истины и примирения после отмены апартеида. Во время своего пребывания он был свидетелем того, что прощение стало возможным благодаря глубокой южноафриканской духовной философии, называемой Убунту, которая подчеркивает врожденную взаимосвязь всех людей.
«Вы не сможете создать единство без этого религиозного осознания», — утверждает он. Находясь Южной Африке, он оценил в качестве перспективы, понимание того, что разнообразие является существенным для реального ощущения целостности.
Что касается общины бахаи Индии, то это весьма своевременное открытие пространства для мыслителей и практиков, занимающихся вопросами социальной гармонизации, дабы они могли высказать свои идеи и изучить пути продвижения вперед. Общая убежденность среди присутствующих на симпозиуме заключалась в том, что религия играет неоценимую роль в формировании у людей осознания ценности разнообразия, преодолении предрассудков и ненависти и созидании мира.
Во время вступительного слова, ведущий сотрудник Института исследований в области глобального процветания в Индии Араш Фазли подтвердил, что злоупотребление религией явилось причиной порождения предрассудков и слепого подражания, как в прошлом, так и в настоящем. «Религиозные практики, культивирующие ненависть и предрассудки — это искажение и извращение истинного духа религии, целью которого является созидание единства», — говорит д-р Фазли.
Он утверждает, что устранение разрывов, существующих между различными группами населения, требует глубокого понимания решающей и уникальной роли религии в построении единства, особенно в то время, когда многие общества окружены стенами замкнутости и нетерпимости.
Д-р Фазли говорит, что это бросает вызов религиозным общинам. «Для исполнения своего предназначения религия должна соответствовать определенным условиям: она должна прививать глубокое осознание единства человечества, должна находиться в гармонии с наукой и разумом и отличаться от суеверий и слепого подражания, должна способствовать независимому поиску истины, и должна признать единство всех религий».