24 мая 2017 г.
ОТТАВА, Канада — Жители Канады готовятся отпраздновать 150 лет со дня, когда их страна стала конфедерацией. На волне подготовки к этому событию возникает много дискуссий о прошлом, настоящем и будущем отношений между населяющими страну этносами и диаспорами. Одним из аспектов этой дискуссии стало изменение роли религии и духовности в обществе в контексте увеличения религиозного и этнического разнообразия и возрождения культуры и образа жизни коренных народов.
За последние несколько лет община бахаи несколько раз выступала с инициативой собрать ведущих мыслителей из всех слоёв общества с целью обсуждения роли религии в общественной жизни. Отдел по связям с общественностью канадской общины бахаи задался вопросом — как создать такой форум для содержательного разговора, чтобы удалось пролить свет на различные идеи по данной теме и продвинуть вперёд коллективное понимание этого вопроса?
Серия конференций, прошедших с 2013 года в Монреале, Ванкувере, а в этом году — в Оттаве, стала попыткой создать такую дискуссионную среду. На встречи были приглашены выдающиеся фигуры канадского публичного пространства, и перед ними была поставлена задача изучения роли религии в обществе.
В своём вступительном слове к конференции этого года в Оттаве, прошедшей с 8 по 9 мая 2017 года, Джеффри Кэмерон, представитель общины бахаи в Канаде и председатель оргкомитета, сказал:
— Это особая конференция, она существует как своего рода непрекращающаяся дискуссия. Она опирается на общенациональные канадские сети межконфессиональных организаций, — но это не межконфессиональная конференция в общепринятом смысле слова.
Затем он добавил:
— Наша цель — помочь организовать постоянную публичную дискуссию о роли религии в канадском обществе.
— Один из вопросов, который стал для нас главным в этой дискуссии, заключается в том, каким образом растущее разнообразие нашего населения может стать плюсом в нашей совместной деятельности, — отметил Джеральд Филсон, директор по связям с общественностью общины бахаи Канады и бывший председатель «Канадской межконфессиональной беседы», — организации, которая выступила спонсором этого мероприятия.
— Поскольку Канада становится более религиозно разнообразной, ожидалось, что публичная сфера должна быть светской, что откровенно религиозные взгляды не должны иметь места в публичном дискурсе. В то время как исторически целью такого секуляризма было обеспечение большего равенства между религиозными группами в общественной жизни, многие выразили обеспокоенность тем, что светскость также не позволяет людям в полной мере участвовать в жизни общества, — сказал г-н Кэмерон.
Профессор Джон Борроуз, заведующий канадской Кафедрой исследований в области прав коренных народов, заметил в своём программном выступлении на конференции:
— Существует опасность замены одного вида исключительности [религиозной] другим видом исключительности — светской, которая может стать для нас ловушкой, ограничив наш кругозор единственной точкой зрения и изгнав из нашего словаря ценнейшие слова сочувствия.
— Идеи должны сопоставляться и противопоставляться друг другу. Когда я осознаю, что мои собственные взгляды отражают только часть общей картины, я открыт для расширения своего понимания, — продолжил он. — По мере того, как всё новые волны народов присоединяются к нашему обществу, их истории должны быть добавлены в наш ассортимент историй.
Эндрю Беннет, бывший посол по свободе вероисповедания, добавил, что до тех пор, пока различные религиозные и этические взгляды продвигаются мирно и с уважением человеческого достоинства, они имеют право на существование в нашем плюралистическом обществе.
Ключевой темой конференции была роль духовных концепций и религиозной терминологии в процессе примирения между коренными и некоренными народами и значение этого процесса для роли духовности в общественной жизни.
— Примирение — это духовная беседа о нашей общей человечности и о том обществе, которое мы хотим создать завтра, — сказала Карен Джозеф, генеральный директор группы гражданского общества «Примирение Канады». — Примирение — это образ жизни. Это духовный завет.
Философ и писатель Джон Ралстон Саул в своей программной речи высказал важную идею о том, что подход к интеграции религиозного разнообразия в Канаде не должен определяться взглядами на секуляризм, возникшими в контексте Франции XVIII века.
— У нас есть возможность начать совершенно новый разговор, — сказал он. — Мы должны спросить, где мы находимся, почему мы здесь и каковы наши обязательства друг перед другом.
— Мы не можем двигаться вперёд, разговаривая в рамках традиции мышления, которая призвана устранить все различия между людьми. Я считаю, что объединиться вокруг духовности — значит объединиться, признав сложность общества, — продолжил г-н Саул.
Конференция завершилась круглым столом на Парламентском холме, в котором приняли участие члены парламента от трёх политических партий, в том числе Элизабет Мэй, лидер Партии зелёных, и Ясмин Ратанси, первая женщина-мусульманка в канадском парламенте.
— Наша цель на конференции состояла в том, чтобы показать: да, можно обогатить наш общенациональный публичный дискурс, включив различные религиозные и светские голоса в разговоры друг с другом, — отметил г-н Кэмерон. — Теперь мы должны распространить этот дискурс на другие пространства, привнося туда такое же стремление к взаимопониманию и сотрудничеству.
В серии конференций «Наше цельное общество» приняли участие около 500 человек. Их спонсорами выступили члены «Канадской межконфессиональной беседы», в том числе община бахаи Канады, в партнёрстве с Канадским фондом межрасовых отношений, организацией «Вера в Канаде-150», а также Фондом Пьера Эллиота Трюдо.