18 мая 2018 года
Мвинилунга, Замбия. — Молодой человек наигрывает на гитаре, а люди рядом с ним пританцовывают под ритм. «Эну мваквеньева! Табанака йакудинуньйа, — поет он. Остальные повторяют за ним — так начинается песня, сложенная на слова Бахауллы: «Скиния единства воздвигнута; не считайте друг друга чужими».
Вот обычная сцена из жизни народа лунда на юге Африки. Совместное пение — это важный элемент общения и культуры лунда, с его помощью не только отмечаются жизненные вехи, но оно также вплетено во множество повседневных действий и общение между людьми.
«Наше пение вдохновлено нашей культурой и традициями, — говорит Грегори Каумба, член общины бахаи в Мвинилунге. — Но теперь многое из того, о чем мы поем, навеяно писаниями бахаи».
Развитие этого аспекта культуры общины происходит в рамках более широкого преобразования, которое примечательно тем, в какой степени общины бахаи среди народа лунда берут ответственность за собственное развитие и сознательно решают, какие изменения они хотят видеть в своих семьях и деревнях.
Этот серьезный диалог о будущем народа лунда получил толчок на конференции, состоявшейся в 2015 году, где собрались сотни бахаи из народа лунда, чтобы обсудить, как учение Бахауллы применяется в жизни их общества. Особое внимание было уделено аспектам их культуры. Участники конференции обсуждали, как усиливать те элементы их культуры, которые способствуют единству и укреплению общины. Так, например, постоянно взращивается объединяющая практика совместного пения.
На самой конференции центральная роль пения в этой культуре была очевидной.
«Я помню, как на конференции народа лунда после очень трогательного выступления вождя Нтамбу случился просто взрыв пения, — вспоминает Грегори. — Трудно выделить кого-то. Вы не можете сказать, что только этот человек поет эту песню. Когда сердца друзей по-настоящему тронуты, то запевают спонтанно. Заканчивается одна песня и сразу начинается следующая. Знаете, можно понять, насколько сердца людей тронуты уже только по тому, как они поют. Это невозможно навязать людям, сказав “друзья, пойте энергично”. Но когда сердца тронуты, люди естественным образом поют именно так».
После конференции бахаи из народа лунда вместе со своими друзьями и соседями продолжают учится, как оставаться верными своему богатому культурному и духовному наследию, одновременно укрепляя проявление принципов бахаи — единство, справедливость и равенство женщин и мужчин — в своей личной и общественной жизни.
Благодаря этим усилиям ускорился процесс социальных преобразований, что отражается в изменениях в традиционной музыке.
Мы учимся сочинять песни, которые возвышают нас и говорят о нашем благородстве
— Дэниел Каумба
«Песни лунда затрагивают все аспекты жизни: любовь, брак, рождение, смерть и даже футбол, — объясняет Дэниел Каумба, брат Грегори, который тоже бахаи и работает в области образования и развития в этой местности. — Есть много народных песен, которые люди поют весь день. Но какие-то из этих песен были на самом деле довольно негативными — они оскорбляли и унижали других или рассказывали всем о чьих-то недостатках».
«Теперь люди больше задумываются о том, что такие песни не помогают нам чувствовать единство, и поэтому они сочиняют и исполняют тексты с позитивным смыслом, — продолжает Дэниел. — Мы учимся сочинять песни, которые возвышают нас и говорят о нашем благородстве».
Бахаи из народа лунда осознают важное место музыки в своей культуре и ставят перед собой цель создавать песни, которые возвышают. И, учитывая это, они понимают, что пение может быть инструментом разлада.
«Думая о пении, мы взвешиваем, какие элементы нашей культуры ведут к единству, — говорит Грегори. — Раньше члены одной группы могли нападать в своих песнях на представителей другой религии. Но теперь мы сочиняем такие песни, в которых не нападают ни на какую часть населения. Это постепенно начинает влиять и на другие группы. Люди видят, что есть религия, которая в своих песнях поет и о них тоже. Они тоже начинают петь песни, в которых хорошо отзываются о других религиях. Это видится как большой сдвиг в культуре — когда тексты, которые раньше разделяли людей, заменяются на объединяющие».
«На встречах бахаи мы поем как песни бахаи, так и народные песни с позитивным смыслом. Люди в общине начали говорить об этом и поддерживают такой подход, потому что мы не относимся к народным песням и церемониям как к чему-то греховному».
В Мвинлунге, когда хор поет свои песни, голоса становятся более слаженными: «Вы плоды одного дерева». Их пение и движения в ритм музыки отражают послание о единстве, послание, которое бахаи из народа лунда стремятся передавать во все большем количестве песен.
«Музыка должна ободрять дух, — говорит Дэниел, рассуждая об этом позитивном изменении. — Когда происходит событие, которое наполняет радостью сердца людей, это выражается через музыку. Когда случается то, что печалит их сердца, — это тоже отражается в песнях. Можно почувствовать душу народа в его песнях».