6 ноября 2018 г.
Оксфорд, Соединенное Королевство — «Международный фонд деревьев» значительно продвинулся в исполнении смелого плана — посадить 20 миллионов деревьев в горных лесах Кении к 2024 году, к столетию организации.
Эта цель — практическое выражение идеалов, в которые верил Ричард Сент-Барб Бейкер (1889 – 1982), основатель организации. Г-н Бейкер, который в основном известен под именем Сент-Барб, был одним из активистов, заложивших основы экологического движения, и одним из первых британских бахаи. Его прозорливость позволила ему заглянуть далеко в будущее и использованные им подходы впоследствии получили широкое распространение.
Недавно жизнь этого влиятельного пионера экологического движения вызвала новый всплеск интереса благодаря работе «Международного фонда деревьев» и выходу новой биографической книги о нём. Этот всплеск пришёлся на время, когда последствия глобального изменения климата становятся всё более очевидными для человечества.
«Задолго до того, как наука об изменении климата получила признание, он предупреждал о влиянии вырубки лесов на климат, — пишет в предисловии к новой биографии Сент-Барба британский принц Чарльз. — Он забил тревогу и предложил решение: треть каждой страны должна быть покрыта деревьями. Он занимался пермакультурой и агроэкологией в Нигерии до того, как были придуманы эти термины, и был одним из основателей органического земледелия в Англии».
Приняв Веру Бахаи в молодости, в 1924 году, в течение всей своей полной событий жизни Сент-Барб находил в учении Бахауллы воплощение своей смелой мечты о процветании мира. Его глубокая вера выражалась в любви ко всем формам жизни и в его преданности природе.
— Он говорит о вдохновении, которое давала ему его вера, а также труды Бахауллы и Абдул-Баха, — объясняет Пол Хэнли, автор новой биографии о Сент-Барбе, озаглавленной Man of the Trees: Richard St. Barbe Baker, the First Global Conservationist («Люди деревьев: Ричард Сент-Барб Бейкер, первый борец за охрану окружающей среды на глобальном уровне»). — Он обладал глобальным мировоззрением в то время, когда это было большой редкостью. Сфера его интересов охватывала весь мир.
Сент-Барб отметил эту связь с видением Бахауллы касательно единства человечества, когда отправился в паломничество к Святилищу Бахауллы.
«В Бахджи Бахаулла, должно быть, провёл свои самые счастливые дни. Он был истинным садовником и любил всё живущее. Когда его почитатели хотели привезти ему подарки из Персии, единственное, что он принимал, были семена или растения для его садов», — позже написал Сент-Барб в своём дневнике, цитируемом в книге Хэнли.
Затем Сент-Барб приводит отрывок из Писаний Бахауллы: «Пусть не гордится человек тем, что любит свою страну, пусть лучше гордится тем, что любит весь род людской». «Да, подумалось мне, нужно любить человечество, всё человечество в целом. Разве это не то, ради чего я стремился возродить пустынные земли по всей планете? Это были слова садовника, человека, который любит и людей, и деревья».
Сент-Барб также поддерживал постоянный контакт с Шоги Эффенди, который поощрял его в десятках писем и просил у него совета при выборе деревьев для святых мест бахаи в Акке и Хайфе. Сент-Барб писал, что экземпляр «Вестников Рассвета», который послал ему Шоги Эффенди со своей надписью, стал его «самым ценным достоянием».
«Я читал эту книгу снова и снова, и каждый раз меня захватывали острые ощущения, которые должны появляться с открытием Нового Богоявления», — писал Сент-Барб.
Международный фонд деревьев, который Сент-Барб изначально назвал «Люди деревьев», — лишь одна из многих организаций, которые он создал за свою жизнь. По оценкам, в результате усилий тех организаций, которые он основал, и тех, кому он помогал, в мире было посажено около 26 миллиардов деревьев. На самом деле, он был так предан идее посадки деревьев, что даже совершил международную поездку в возрасте 92 лет, чтобы посадить дерево в память о близком друге, бывшем премьер-министре Канады. Сент-Барб умер через несколько дней после того, как исполнил задачу, которую поставил перед собой в этой поездке.
— Я думаю, что люди должны знать о Ричарде Сент-Барб Бейкере, потому что его наследие продолжает жить, — говорит исполнительный директор Фонда Энди Иган.
— Сегодня мы пытаемся идти по стопам Сент-Барба, — добавляет Пол Лэрд, менеджер программ фонда. — У нас есть самоподдерживающаяся общественная программа в области лесного хозяйства, которая активно контактирует с обществом и особенно тесно работает с группами и местными общинными организациями, близкими к реальной ситуации. Сами люди делают что-то, потому что понимают угрозы, которые влечёт за собой деградация земли и потеря леса, и видят, что это означает для них.
С раннего детства, ещё живя в Англии, Сент-Барб был очарован садоводством, ботаникой и лесным хозяйством. Он любил бегать среди деревьев на участке своей семьи, отдавая им честь, как если бы они были игрушечными солдатиками. Позже, уже юношей, ожидая начала университетских занятий в 1912 году, он устроился на работу лесорубом в Саскачеване, в Канаде. Там он больше не мог относиться к деревьям как к своим друзьям.
«Этот район был покрыт девственным лесом, и однажды вечером, когда я обозревал массу поваленных деревьев, в беспорядке валяющихся на земле, я подумал, что произойдёт, когда все эти прекрасные деревья исчезнут, — писал в то время Сент-Барб. — Рубка леса была расточительством, и у меня сердце обливалось кровью».
Этот опыт резко перевернул всю жизнь Сент-Барба. Он решил изучать лесное хозяйство в Кембриджском университете, начав жизнь, посвящённую глобальному лесовосстановлению. Позже он переехал в управляемую Великобританией Кению, где основал питомник деревьев. Находясь в этой стране, он стал свидетелем последствий многовековой бесхозяйственности в управлении землёй.
Он видел, что в первую очередь эти леса принадлежат народу Кении, и нужно работать с местными жителями, чтобы сохранить деревья.
— Пол Лэрд, «Международный фонд деревьев»
Работая колониальным лесником, Сент-Барб должен был использовать методы управления лесами «сверху вниз». Это противоречило практике коренных жителей племени кикуйю, которые использовали традиционный метод земледелия, сжигая деревья для удобрения почвы. Сент-Барб хотел поощрить иную форму сельского хозяйства, — помогающую росту леса, потому что лес поддерживает земледелие и при этом защищает почву от эрозии. Он также стремился сохранить культуру и мудрость местного населения. Племенные лидеры без особого энтузиазма отнеслись к идее посадки новых деревьев, отговариваясь, что это «Божья забота».
Чтобы почтить традиции народа кикуйю и повысить осведомлённость об их значительной роли в посадке и сохранении деревьев, Сент-Барб обратился к одной из их давних традиционных практик — проведении танцев в племени в ознаменование значимых событий. Из этой интеграции культурных ценностей и заботы об окружающей среде в 1922 году родился «Танец деревьев».
— Поэтому вместо того, чтобы пытаться надавить на них и заставить их сажать деревья, он предложил сделать это в рамках их культуры. Так что он обратился к старейшинам, обсудил это с ними, и у них возник этот «Танец деревьев», который привёл к созданию организации «Люди деревьев», — рассказывает Хэнли.
Работая вместе с соучредителем «Людей деревьев», вождём Джосиа Нджонджо, Сент-Барб выработал более глубокое понимание важной экологической, социальной и экономической роли деревьев в жизни человечества.
«Сила предвидения Сент-Барб Бейкера происходила из его глубокой духовной убеждённости в том, что всё живое пребывает в единстве, — пишет Чарльз, принц Уэльский. — Он всегда внимательно слушал представителей коренных народов, с которыми он работал».
Попытки Сент-Барба организовать так называемое «общественное лесное хозяйство» были встречены с изрядным скептицизмом. Как колониальный лесник, он должен был защищать леса, принадлежащие правительству.
— Он был уникальным человеком, потому что он пробился через всё это, — говорит Лэрд. — Он видел, что в первую очередь эти леса принадлежат народу Кении, и нужно работать с местными жителями, чтобы сохранить деревья.
Этот общественно-ориентированный подход остаётся ключевым принципом работы «Международного фонда деревьев».
— Его забота обо всех живых существах проявлялась во всем, — говорит Иган. — Он очень помог в первоначальном формировании этой идеи, что посадка деревьев — это не просто работа. Обычные люди, где бы они ни жили, могут и должны это делать. В каком-то смысле именно они могут лучше всего защитить леса... Поэтому их роль должна всемерно признаваться, поддерживаться и отмечаться.
Изучая биографию Сент-Барба, Хэнли обнаружил, что этот лесник «определённо достиг значительных высот в своих размышлениях. Его философия интеграции, его идея единства человеческого общества и мира природы, в то время была довольно радикальной концепцией».
Я был очарован величием языка. Это была воплощённая красота.
— Ричард Сент-Барб Бейкер
Когда Сент-Барб впервые узнал об учении Бахауллы в 1924 году, он обнаружил в нём подтверждение своих идей о природе и человечестве. Христианин с глубоким уважением к религиозным традициям коренных народов, Сент-Барб сразу увидел истинность мысли Бахауллы о единстве — единстве религии, единстве человечества и взаимосвязи всех живых существ. В произведениях Веры также используются образы из природы, которые помогают передавать духовные истины.
«Я начал читать некоторые переводы с персидского языка, — писал Сент-Барб, размышляя о своём паломничестве к Святилищу Бахауллы. "В саду сердца своего сажай лишь розы любви". Я был очарован величием языка. Это была воплощённая красота».
В 1929 году, приехав на Святую Землю с целью создать там отделение организации «Люди деревьев», Сент-Барб отправился в Хайфу, чтобы посетить священные места бахаи. Подъехав на своей машине к дому Шоги Эффенди, Сент-Барб был удивлён, увидев, что Хранитель Веры Бахаи встречает его у ворот и вручает ему конверт. Внутри была подписка на присоединение к «Людям деревьев», что сделало Шоги Эффенди первым пожизненным членом этой организации.
— Он рассказывает о встрече с Хранителем как о самом важном моменте в своей жизни, и это действительно... наполнило его новой энергией, — говорит Хэнли.
Периодически переписываясь с ним, Шоги Эффенди поощрял усилия Сент-Барба. В течение 12 лет он ежегодно обращался с посланием к собраниям Всемирной лесной федерации, — ещё одной инициативе Сент-Барба, в которой принимали участие послы и высокопоставленные лица из множества стран.
Работа Сент-Барба провела его по многим странам. Он был помощником Попечителя по лесам для южных провинций Нигерии с 1925 по 1929 год. Он также планировал разведение лесов на Золотом Берегу (сейчас Гана). В Соединённых Штатах он начал кампанию «Спаси секвойю» и работал совместно с президентом Франклином Д. Рузвельтом в создании «Американского гражданского корпуса по сохранению окружающей среды», в котором участвовало около 6 миллионов молодых людей. После Второй мировой войны Сент-Барб запустил программу «Зелёный фронт против пустыни» для содействия восстановлению лесов во всём мире. В течение одной только экспедиции в 1952 и 1953 годах он проехал 25 тыс. миль вокруг Сахары, что привело к возникновению проекта по рекультивации пустыни путём стратегической высадки деревьев. Когда ему уже было далеко за 80, Сент-Барб отправился в Иран для продвижения программы по посадке деревьев. Он остановился в Ширазе, в городе рождения Веры Бахаи, где его попросили осмотреть больное цитрусовое дерево в Доме Баба, — месте паломничества для бахаи.
«Люди деревьев» превратились в первую международную неправительственную организацию, работающую в области защиты окружающей среды. К концу 1930-х годов в ней было 5000 членов в 108 странах и собственный журнал для членов, названный Trees («Деревья»).
— Первоначально он был создан, потому что Сент-Барб начал получать слишком много писем, приглашений и корреспонденции, — говорит Никола Ли Дойл, который сегодня подбирает материалы для этого ежегодного журнала. — Он постоянно рассказывал людям, где собирается быть и о чём собирается говорить. Поэтому им нужен был способ передать всем эту информацию, и вот так было решено начать издавать журнал, — а потом он стал развиваться дальше.
На сегодня «Деревья» — самый старый из непрерывно издаваемых экологических журналов.
Несколько поколений экологов утверждают, что именно Сент-Барб воспламенил в них страсть к их работе.
— Иногда это были маленькие вещи с его стороны, — например, написать статью или дать радио-интервью, и это вдруг связывало его с каким-нибудь молодым человеком в какой-то далёкой стране, — рассказывает Хэнли. — А затем некоторые из этих людей стали очень важными фигурами в экологическом движении.
— Его наследие, вероятно, связано с тем фактом, что он был неутомим в своей работе, — добавляет Хэнли. — Это невероятно — тысячи интервью, тысячи радиопередач, которые пытались пробудить людей и донести до них эту идею, и всё это действительно отразилось на жизни многих, кто вышел на это поприще, защищая деревья и сажая их.
Новаторское мышление Сент-Барба должно быть особенно ценным сейчас, когда человечество сталкивается с проблемами, связанными с изменением климата. Действительно, одна из наиболее неотложных задач человечества — понять, как растущее, быстро развивающееся и ещё не объединённое глобальное население может жить в гармонии с планетой и её ресурсами.
«Теперь ясно, что, если бы мы прислушались к предупреждениям Сент-Барба Бейкера и других провидцев, мы могли бы избежать значительных экологических кризисов, с которыми сталкиваемся сегодня, — пишет принц Чарльз. — Послание Ричарда Сент-Барба Бейкера так же актуально сегодня, как и девяносто лет назад, и я очень надеюсь, что оно будет принято во внимание».
В этом выпуске подкаста Службы новостей мира бахаи можно послушать слова самого Ричарда, который говорит о своей приверженности делу защиты окружающей среды и Вере Бахаи на протяжении всей своей жизни. Приняв Веру Бахаи в раннем возрасте, Сент-Барб был пионером экологического движения, и его важный вклад на общемировом уровне был недавно отмечен вновь благодаря работе «Международного фонда деревьев» и новой биографии, написанной Полом Хэнли.