26 ноября 2018 г.
Всемирный Центр Бахаи — сегодня бахаи отмечают День Завета, посвященный памяти уникального положения, которое занимает личность Абдул-Баха в истории Веры Бахаи. Спустя столетие после окончания Первой мировой войны — самого кровавого конфликта на тот момент в истории человечества — сегодняшнее воспоминание обращено к неотложным усилиям Абдул-Баха по содействию миру в годы, предшествовавшие войне, Его решительным действиям по облегчению страданий во время кризиса и актуальности Его призыва к миру сегодня.
Во время своего тура по Европе и Северной Америке с 1911 по 1913 год Абдул-Баха часто описывал Европу как находящуюся на грани войны территорию. «Через два года будет достаточно одной единственной искры, чтобы Европа запылала в огне», — сказал он в октябре 1912 года. «В 1917 году падут царства, и перемены потрясут землю».
Газетные публикации о Его беседах подчеркивали Его предупреждения человечеству о надвигающейся войне и настоятельную необходимость объединения:
- «Пришло время для человечества, чтобы возвысить стяг единства человеческого мира» — «Нью-Йорк таймс», 21 апреля 1912 года
- «Посланник мира предсказывает ужасную войну в старом свете» — «Монреаль дейли стар», 31 августа 1912 года
- «Персидский посланник мира предсказывает войну в Европе» — «Буффало курьер», 11 сентября 1912 года
- «Абдул-Баха призывает к миру во всем мире» — «Сан-Франциско экзаминер», 25 сентября 1912 года
В июле 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, и началась Великая мировая война.
Отмечая значение, которое Абдул-Баха придавал вопросу мира, в книге «Столетие света» [ссылка на русский текст], опубликованной в 2001 году по поручению Всемирного Дома Справедливости, говорится:
«С самого начала Абдул-Баха проявлял живой интерес к попыткам создания нового международного порядка. Примечательно, что в Его первых публичных упоминаниях о цели Его визита в Северную Америку особо подчеркивалось приглашение от организационного комитета Конференции за мир на озере Мохок выступить перед этим международным собранием. ...Один только список влиятельных лиц, с которыми Учитель терпеливо проводил долгие часы как в Северной Америке, так и в Европе — особенно тех людей, которые старались распространять идеалы гуманизма и мира во всем мире,— отражает Его отчетливое понимание, какую ответственность несет Дело перед человечеством в целом».
Огласив предупреждение и призвав мир работать во имя мира, Абдул-Баха 5 декабря 1913 года вернулся в Хайфу, входящей тогда в состав Оттоманской империи. Понимая, что грядет война, Он предпринял шаги для защиты общины бахаи и предотвращения голода в регионе. Одним из первых его решений по возвращению на Святую Землю было отправить домой всех бахаи, которые приезжали из-за границы.
Менее чем через год в Европе разразилась война. Когда Османская империя присоединилась к центральным державам Германии и Австро-Венгрии, союзные державы, включая Францию, Великобританию и, в конечном итоге, Соединенные Штаты, сформировали жесткую блокаду вокруг Хайфы. Связь и передвижение были практически невозможны. Хайфа и Акка были охвачены истерией войны.
Чтобы защитить бахаи, живущих в Хайфе и Акке от опасности, Абдул-Баха решил переместить их в соседнюю деревню друзов под названием Абу-Синан, в то время как сам остался в Акке только с одним бахаи. Однако обстрел союзными войсками вынудил Его в конечном итоге присоединился к другим бахаи в деревне; однажды снаряд попал в сад Ризван рядом с Аккой, но не взорвался. Под руководством Абдул-Баха бахаи в Абу-Синане создали медпункт и небольшую школу для детей.
Абдул-Баха также активизировал усилия по защите населения. Он руководил фермерами бахаи в долине реки Иордан, чтобы увеличить урожайность и хранить излишки зерна в ожидании будущего дефицита. После разразившейся войны и недостатка продовольствия Он обеспечил распределение пшеницы по всему региону. В июле 1917 года, например, он пробыл на одной ферме в деревне Адасийях, в современной Иордании, в течение 15 дней во время сбора урожая пшеницы и ячменя. Он распорядился, чтобы излишек, был перевезен на верблюде для голодающего района Акко-Хайфа.
Душа Его [Абдул-Баха] терзалась при виде бойни, вызванной отчасти нежеланием людей внять Его увещеваниям и прислушаться к Его предостережениям.
— Шоги Эффенди
На протяжении своего служения, в качестве главы Веры Бахаи, от вознесения Бахауллы в 1892 году до Его собственной смерти в 1921 году, Абдул-Баха находился в постоянной переписке с бахаи по всему миру, но во время войны Его контакты с теми, кто находился за пределами Святой Земли, были очень ограничены.
Тем не менее, за это время Абдул-Баха написал две из своих известных работ: Memorials of the Faithful («Дань памяти верным») и «Скрижали Божественного плана» (Tablets of the Divine Plan). Первая — это книга с беседами, которые он произнес во время войны, отдавая дань памяти 79 героическим бахаи. Вторая книга — это серия писем, написанных в 1916 и 1917 годах, которые заложили основу для глобального распространения Веры Бахаи.
В конце концов, во время войны Абдул-Баха возобновил еженедельные собрания в Своем доме, тепло приветствуя посетителей и встречаясь с людьми из всех слоев общества, в том числе оттоманскими, британскими, немецкими и другими военными и правительственными чиновниками.
«Душа Его терзалась при виде бойни, вызванной отчасти нежеланием людей внять Его увещеваниям и прислушаться к Его предостережениям», — писал позже Шоги Эффенди об Абдул-Баха в книге «Бог проходит рядом».
После освобождения Хайфы 23 сентября 1918 года город обезумел. Абдул-Баха поддерживал атмосферу спокойствия и достоинства, когда к Нему приходил постоянный поток посетителей, включая генералов, должностных лиц, солдат и гражданских лиц. Весть о Его безопасности дала облегчение бахаи по всему миру. С окончанием войны Абдул-Баха вскоре встретил много других бахаи и других посетителей из-за рубежа, поскольку двери к этой священной земле были открыты снова.
В то время, как Европа ликовала по поводу окончания Мировой войны, и Лига Наций формировалось, как институт всемирного сообщества, Абдул-Баха писал в январе 1920 года:
«Болезни которыми сейчас страдает мир, умножатся; мрак окутывающий его, сгустится; Балканы останутся недовольными; их беспокойство будет расти, возбуждение побежденных держав будет продолжаться. Они прибегнут ко всякому средству, могущему вновь разжечь пламя войны».
Сознавая угрозу еще одной войны, Абдул-Баха проявил большой интерес к движениям, работающим ради мира. Например, в 1919 году он переписывался с Центральной организацией за прочный мир в Гааге. В послании, называемом «Скрижали в Гаагу», Абдул-Баха, восхваляя организацию, также был откровенен в Своих заявлениях, что мир потребует глубокой трансформации в сознании человека и приверженности духовным истинам, провозглашенных Бахауллой.
«Мир во всем мире сегодня важен, но существенным является единство сознания — чтобы сделать прочной основу мира, обеспечить его достижение и укрепить его здание, — написал Абдул-Баха в этом письме. — Сегодня ничто, кроме силы Слова Божьего, которое охватывает реальности всех вещей, не может привести мысли, умы, сердца и души под тень одного Дерева».
В Своем завещании Бахаулла назначил Своего старшего сына, Абдул-Баха, полномочным толкователем Его учения и главой Веры Бахаи. Провозглашая единство как основополагающий принцип Его Учения, Бахаулла установил Завет, через который Его религия не разделилась бы на секты после Его ухода. Таким образом, Бахаулла дал указание своим последователям обратиться к Абдул-Баха не только как полномочному толкователю писаний бахаи, но и как к идеальному образцу духа и учения Веры.